29/06/2006 08:00

Голова, чтобы думать про звук

Теги: Clearaudio, MC, MM, , , , ,

Ситуация на рынке меняется быстро. Если вчера телеведущие острили про «скрип и шип» грампластинок, то сегодня это уже немодно. Немодно не только насмехаться над винилом, но и не любить его. Сегодня принято считать, что винил – панацея от цифрового звука и вообще истина в первой инстанции.

В принципе, сие – тема отдельной статьи (и мы ее дадим!), но смысл превосходства этого «вечного носителя» можно передать одной фразой. Игла не прекращает снимать звук ни на наносекунду, и поток электронов не прерывается в проводнике, так что винил «льется, как песня» – тогда как цифровые данные всегда снимаются по определенным точкам и представляют собой биты с вакуумом между ними, что и слышится в музыке как пунктир или, вернее, как точка-тире. Вопрос долговечности и надежности носителя пока тоже не затрагиваем, но читатель может поверить на слово и проверить на себе: все тут складывается в пользу винила. В общем, получается, что винил нехорош только тем, что обременителен: слишком много настроек и операций (процедура доставания диска из конверта, его протирки, подводки тонарма и опускания его на пластинку).

Каким быть звуку?

Единодушие кончается, когда тонарм опускается на пластинку и «льется песня». У каждого слушателя – как правило, то или иное понимание «правильного звука» винила. Здесь пользователи разбиваются на 2 лагеря. Большинство ожидают от винила знакомого аналитичного цифрового звука, но только лучше и больше – шире по параметрам, глубже по звуковой сцене, в целом увереннее и красивее. Слушатели-«меньшевики» исходят из весьма ограниченных спецификаций винила, которые известны как “кривая RIAA” (RIAA – американская инженерная ассоциация, разработавшая оптимальный для пластмассы стандарт записи и воспроизведения звука). А именно: 30 Гц – 15.000 Гц с перепадом характеристики в пределах пол-децибела (то есть, совсем незначительно). Извините, но эта полоса частот значительно уже, чем 20 – 20.000 Гц на CD (PCM 16 бит), не говоря о DVD. А следуя этой логике, винил должен звучать… наподобие радуги после хорошего дождя. Очень красиво и выпячено посередине, постепенно спадая к краям звукового спектра. Как ни странно, винил может звучать и так, и сяк.

Все дело – в конструкции и даже в идеологии (!) конкретного проигрывателя, каждой его части. Важнейшая часть – тонарм: он создает резонансы или гасит их, он держит и определяет углы наклона головки и иглы к пластинке, он представляет собой баланс сил (скатывающей и противоскатывающей). К сожалению, тонарм – тоже тема отдельного разговора. Сейчас же лучше – о втором по важности элементе. О магнитной головке или звукоснимателе.

Ликвидация безграмотности - дозированно

Головка представляет собой иглу, чей держатель подвешен через микроскопическую резиновую муфту внутри полой трубки таким образом, что противоположный конец иглы генерирует своими вибрациями колебания контура в магнитной индуктивной системе головки, то есть - в звуковой катушке и в магните. Эти электромагнитные колебания тут же передаются на электрические выводы, отдельно по левому и правому каналам, после чего сигнал по тончайшим проводкам внутри тонарма поступает на гнезда проигрывателя, а оттуда – на внешний фоно-корректор или усилитель. Эта информация скорее была для общей эрудиции. Ее можно благополучно забыть. Прагматику важнее понимать важность трех факторов для звука: острой заточки иглы (чем острее, те лучше), гибкости подвеса (чем гибче, тем лучше) и чувствительности выходного сигнала. Здесь нет единодушия: головки высокой чувствительности обозначаются буквами ММ (в переводе: подвижной магнит) и играют грубее, увереннее, ну а головки МС (подвижная катушка) меньшей чувствительности звучат капризнее, детальнее и щепетильнее.

Выставляя головку в держателе, надо следовать указаниям изготовителя тонарма и проигрывателя, которые зачастую прикладывают даже прецизионные инструменты и весы. Стоит только вникнуть в процесс, как вы полюбите его и начнете открывать закономерности. Сдвигая головку или пару-тройку колесиков на тонарме, вы сможете получить более аналитичный или более «теплый» и обволакивающий звук, по желанию. Вы сможете выбирать между эрзац-цифровым или консервативным инертным hi-fi.

Как в первый раз

Очевидно, стоит реализовать в виниле не столько аналитику, сколько общую красоту и цельность сцены. Только винил, пожалуй, сегодня способен на главное: каждый раз играть по-новому. В этом его коренное отличие от вечной константы цифровых форматов высокого разрешения. Именно за это волшебство винила платятся большие деньги. При этом один диск можно слушать многократно, каждый раз открывая в нем новые оттенки звука. Волшебство заключается в зависимости записи на виниле от уровня громкости и от тембра при воспроизведении. Иными словами, если сегодня вы слушаете «до боли знакомый» диск на отметке –80 дБ и выключенном эквалайзере, а завтра –30 дБ с подъемом ВЧ и НЧ еще по 2 дБ, то вы практически слушаете разные программы. В первом случае вы получите удовольствие от атмосферы и пространственности, во втором – от техничности партий.

Вы можете на это возразить, что похожие предустановки эквалайзера есть на любом цифровом процессоре для проигрывания и «раскрашивания» звука DVD? Есть. Но они не трогают. Они сотрясают пространство, но не более того. Информация с цифрового диска всегда строго одна и та же, как ни меняй ее раскраску или громкость. Варьировать ее вам дано только одним способом: купив все, какие выпущены, версии ремастеринга. Но и этим не перекрыть всей непредсказуемости и богатства единственного релиза той же позиции на виниле. Ведь здесь заложено столько разнообразных впечатлений, сколько положений имеет ручка громкости на усилителе.

Бесконечное множество впечатлений… Откуда столько богатства в диске винила? Дело в том, что матрица для тиражирования оттисков винила нарезается очень чувствительным профессиональным прибором – в мире такие поставляли лишь две фирмы: Westrex и Ortofon. Эта механическая система реагирует и передает даже колебания в 5 Гц и 200 кГц. Эти колебания заносятся на бороздку винила – правда, в микроскопическом виде. Для раскрытия столь богатого частотного диапазона нужен подъем громкости – общий или по отдельным частотам. Для этого был, собственно, изначально создан первый бытовой эквалайзер. На лучших пластинках хватит и пол-децибела подъема, на худших – надо децибел 30. А чтобы добраться и озвучить 200 кГц, нужно будет максимально вывернуть ручку громкости 300-ваттного усилителя. Теперь понятно, зачем нужны «лишние» ватты мощности, если все равно «все слушают на 2-3 ваттах»? Понятен прочный статус именно винила (а не CD) в дискотеке. Этот статус не в силах объяснить сами ди-джеи. «Винил играет живее, теплее. Он конкретнее и ощутимее, удобнее для создания эффектов», - вот что обычно говорят ди-джеи. Когда же они дают 300 ватт на CD, то даже танцующим недостает протяженности частот. Они безуспешно требуют их от ди-джея.

Новые громкие головки

Длинная наша история приближается к триумфальному концу. Мы недаром толковали о влиянии громкости для восприятия винила. Теперь у нас есть приятная новость для домашних слушателей. Теперь можно получать дискотечный угар от винила и на малой пользовательской громкости. Поскольку виниловая индустрия никогда не умирала, то инженеры потихоньку доводили ее до (и выше) спецификаций CD: 20-20.000 Гц и 90 дБ по динамике. Прежде всего, посмотрим, что происходит с искажениями – этим главным врагом винила и аналога. Магнитная головка звукоснимателя сегодня имеет полностью симметричную конструкцию. Как и в усилителях балансной схемы, этот подход предотвращает искажения, так как составные части сигнала не пересекаются до самого их «сложения» на входе в следующий компонент. Многие фирмы еще в 1980 году перешли на конструкцию головок типа подвижная катушка, ну а в самых последних моделях стоит не один, а 8 магнитов (причем, редкоземельных, на 30% эффективнее обычных!). Это еще больше дифференцирует сигнал, уменьшая искажения. Общее электромагнитное поле внутри головки стало более однородным и сильным.

Итог: в «урожае» головок нынешнего года выходной сигнал составляет 0,9 мВ, что на треть выше прежнего. Неплохое достижение?

Золота не бывает слишком много

Головки винила развиваются по той же логике, что и цифровые преобразователи. Бытовые ЦАП стремятся к спецификации профессиональных студийных АЦП. Что касается винила, то игла головки проигрывателя уже давно имеет форму, идентичную резцу матрицы. Эту идеальную форму можно определить по названию: Shibata, Line Contact, Microgroove. В этом году немецкая Clearaudio вышла с доработкой – формой Micro-HD-Diamond. Здесь игла имеет не однородную, а сложную параболическую заточку. Острие утопает в бороздке и «гребет» по самому дну, а стенки иглы скользят по бокам канавки. Их задача – не повредить пластмассу и в то же время снять всю информацию в виде малейших неровностей. Сегодняшняя микротехника позволила изготовить такую иглу. Она имеет разный радиус – спереди 0,008 мм, с боков 0,040 мм. Немаловажна и общая масса иглы с держателем. Чем она легче, тем подвижнее (словно подлодка в глубинах океана). Нынешние образцы составляют 0,00016 грамм. Впятеро легче, чем образцы прошлого года. И еще одно новшество, которое прежде технически было невыполнимо. Корпуса головок теперь делаются не из пластика или металла, а из ценных материалов: золота, титана, эбенового дерева и Satine-дерева. Это изощрение не имеет ровным счетом никакого технического обоснования. Ведь масса головки мизерна и несравнима с массой тонарма и «стола» проигрывателя. Тем не менее, практически и это новшество позволяет улучшить звук. Улучшить - значит, сообщить нечто ценное, эмоциональное. Кстати, и обмотки катушек теперь не медные, а из чистого 24-каратного золота. По крайней мере, у головок Clearaudio.

Выбирайте винил

В хай-энде графики не очень уважаются и зачастую невыразительны, но немцы - люди щепетильные и снабдили головки графиком, который демонстрирует: динамический диапазон сигнала при воспроизведении записей на виниле впервые в истории аудио может достигать 100 дБ, а новое поколение MC-моделей способно обеспечить полосу частот от 10 Гц до 100 кГц. Теперь о главном. О цене. Если в 1980 году головка «революционных новаций» Shure V-15-3 стоила 100 долларов, то сегодня уместно говорить о стоимости для высшей модели Clearaudio Goldfinger – 6220 долларов. Мы начали разговор с характеристики звука винила. Если вы консерватор, то ваш выбор – проигрыватели прошлого (так называемые, винтажные модели) или те, что под них стилизованы. Если же привыкли к цифровому звуку и не хотите рвать с ним окончательно – выбирайте себе hi-tech-проигрыватели нынешних марок, текущих моделей. Для еще пока неопределившихся можно порекомендовать хотя бы проигрыватели Clearaudio с тангенциальным тонармом. Этот тип тонарма требует особо сложной конструкции всего аппарата (и цены в несколько тысяч долларов!), но он абсолютно убирает ошибки считывания, которые встречаются в «обычном» тонарме.

Комментарии: