26/03/2010 15:56

Глубокая картинка: 3D в кинотеатре и дома

Теги: 3D, , , ,

Фильм «Аватар» получил всего три Оскара. Несправедливо? Отнюдь. Ни один любитель попкорна не станет утверждать, что фильм стал прорывом в художественном смысле. Простой сюжет, прописные истины, способные растрогать даже закоренелого циника, никаких впервые вскрытых проблем человечества. Задача перед «Аватаром» стояла иная: проверить, как зритель воспримет новую картинку, новые технологии, трёхмерное изображение. Фильм фактически является демонстрационным 3D-роликом. И собранные два миллиарда долларов недвусмысленно дают понять, что зрителю трёхмерный мир на экране понравился. 3D — один из мощнейших трендов этого года. Только вот способов создать трёхмерную картинку сегодня расплодилось более 9000 очень много, и надо бы в них разобраться.

Задача всех технологий создания стереоскопического изображения, а говорить мы будем именно о них, состоит в том, чтобы предоставить каждому из двух имеющихся у зрителя глаз по отдельной картинке. Ведь так и происходит, когда мы смотрим на мир — точки обзора у глаз разнесены на несколько сантиметров, благодаря чему мозг «вычисляет» сведения об объёме предметов.

Цветопляски

Начнём с технологии-долгожителя. Анаглифические очки изобретены полтора века назад, и до сих пор в они в ходу. И врут диссиденты, утверждающие, что в Советском Союзе не было трёхмерных фильмов. Были! А использовалось тогда именно анаглифическое разложение картинки.

Суть его в том, что на экран выводится смесь двух изображений, но каждое из них окрашено в оттенки одного из двух цветов — красного и синего соответственно. На самом деле пара цветов может быть и другая, но всё это — экзотика и ненужные подробности. Зритель смотрит на снятый оператором мир через очки, вместо линз у которого вставлены светофильтры — всё тех же двух цветов. Красный фильтр пропускает левый глаз только красную картинку и не пропускает синюю, а с правым глазом всё с точностью до наоборот. Бинго!

Столь грубое обращение с цветами не может обойтись без негативных последствий. Анаглиф обеспечивает, прямо скажем, отвратительную цветопередачу. Порой картинка кажется бесцветной. Глаза довольно долго привыкают к двухцветному миру, а привыкнув, всячески противятся возврату в мир настоящий, красочный.

Если говорить о столице, то в ней использование анаглифических очков в кинотеатрах постепенно сходит на нет. С удалением от кольцевой автодороги проникновение сей примитивной технологии возрастает по вполне понятной причине — очки дешёвые, специальный экран не требуется, проектор подойдёт самый обыкновенный.

Впрочем, забрасывать идею с цветовым разделением как бесперспективную инженеры не стали. Во-первых, они вспомнили, что любой оттенок  можно создать, смешав в нужной пропорции красный, зелёный и синий цвета. Думаю, любой ребёнок вглядывался в светящийся люминофор экрана телевизора, так что тайного знания в этом нет. Каждый из этих трёх цветов соответствует своей конкретной длине волны света. Но можно ведь взять и волны, немножечко отличающиеся по длине — чуть подлиннее или покороче. Да, две разные длины волны — это, конечно, и разные цвета, но определите ли вы на глаз, что вот этот зелёный на 50 нанометров желтее того зелёного, а этот — настолько же голубее? Художник с идеальным восприятием цветов, быть может, и придёт в ужас от подобного обращения с палитрой, но человеку, который пришёл посмотреть на живность неведомую инопланетную, такие нюансы наверняка до лампочки.

Итак, один цветовой триплет — одна картинка. Два триплета — две картинки, или стереоизображение, если распределить их по одной на глаз. Делается это специальными фильтрующими очками. «Волшебное» покрытие пропускает три очень узких полосы длин волн, соответствующих одному триплету. Видели на афишах кинотеатров приписку «Dolby 3D»? Значит, именно такие чудесные очки вам выдадут при входе в зал.

Поляризация

Есть еще одно свойство цвета, которое не видно глазу, но которое тоже можно использовать для создания стереоскопического изображения — поляризация. Грубо говоря, это плоскость, в которой колеблется световая волна. Обычный свет от Солнца или лампочки — это каша, сваренная из кучи волн, колеблющихся во всех возможных направлениях. Но существуют поляризаторы — фильтры, которые прекращают этот световой разброд и шатание, оставляя лишь волны одной плоскости.

Соответственно, одна линза поляризационных очков пропускает лишь вертикально поляризованный свет, а вторая — горизонтально поляризованный. Правда, дополнительные требования налагаются и на другое оборудование кинозала. Во-первых, требуется не один, а сразу два проектора, каждый из который работает со своей поляризацией. Во-вторых, экран кинотеатра не должен нарушать поляризацию падающего на него света. Для этого на полотно наносят слой серебра. Думаю, вы уже ощутили затратность такого удовольствия, если ходили в кинотеатр со словами «IMAX 3D» на афише — билеты на такие трёхмерные сеансы стоят порой на треть больше обычных.

Еще один минус технологии для зрителя — необходимость держать голову ровно, ведь если наклонить очки, то фильтроваться будет совсем не то и совсем не так. Во время романтической сцены девушка кладёт голову на плечо кавалера, изображение расплывается, будущая семья разрушена в зачатке. Непорядок. Хранители семейных ценностей доработали технологию, заменив горизонтальную и вертикальную поляризации на круговые — с разным направлением вращения — можно вертеть головой, как хочется, заодно и отличная профилактика остеохондроза. Результат доработки подаётся в кинотеатрах под маркой RealD.

Затворные очки

Доселе мы говорили только о пассивных очках, которые благодаря физическим свойствам покрытия фильтруют свет по определённому параметру — цвет или поляризация. Однако это еще не все возможные двери в мир 3D. Что, если поочерёдно закрывать глаза, а на экран, соответственно, выводить картинки из разных каналов поочерёдно? Достичь такого совершенства в технике моргания дано далеко не каждому. Упростить задачу могут очки, если это — затворные очки. Собственно, принцип их работы я уже описал выше: линзы, изначально непрозрачные, по очереди приоткрываются. Магии тут нет, эффект обеспечивается жидкокристаллическими матрицами: кристаллы поворачиваются поперёк или вдоль линии взгляда. Понятно, что таким очкам нужно синхронизироваться с проектором, дабы фазы открытия и закрытия совпадали по времени с выводом на экран кадров для разных глаз. Общаются между собой части системы обычно через радиоканал. Высокие технологии — высокие цены. Одна пара затворных очков стоит больше сотни долларов, так что бабулечки на выходе из зала кинотеатра будут ну очень настойчивы в своих просьбах вернуть аксессуары. А зрители в свою очередь будут весь сеанс мандражировать из-за страха сломать дорогой гаджет. Судя по тому, что слово XpanD (а именно так зовётся киношная затворная технология) мало кому в нашей стране знакомо, такое удовольствие народным массам не по душе.

3D в каждый дом

Торренты генерируют львиную долю трафика в Сети, и это непрозрачно намекает нам на то, что смотреть все интересующие фильмы в кино — дело накладное. Наивные кинопрокатчики думают, что трёхмерное кино спасёт их от пиратства — дескать, дома 3D-фильм никто посмотреть не сможет. Хотите их разочаровать? Нет проблем.

Фильмы в анаглифе не то, чтобы в избытке, но наличествуют в Сети. Для их просмотра нужны только очки, цена которых в интернет-магазинах колеблется от одного доллара до пары десятков, в зависимости от жадности продавца и наивности покупательской аудитории конкретной точки. Но кино — лишь одно из двух важнейших искусств. Второе — игры. Анаглиф в играх доступен каждому владельцу видеокарты на чипе NVIDIA. Эта компания не стала жадничать, а заложила поддержку примитивной технологии в свои драйвера, а очки можно найти в некоторых «особо подарочных» поставках видеокарт.

Такая щедрость NVIDIA объясняется тем, что анаглиф для неё — это лишь демонстрация 3D, эдакий пробничек. Расчёт сделан на то, что игрок посмотрит на серо-буро-малиновую картинку и скажет: «3D — хорошо, цвета — не зачёт, хочу получше», а потом пойдёт в магазин и купит комплект NVIDIA 3D Vision. Последний представляет собой набор из затворных очков и передатчика. Обойдётся удовольствие в две сотни североамериканских, но на этом траты не закончатся. Затворная технология подразумевает удвоенную частоту кадров на экране относительно того, что увидит зритель. NVIDIA решила, что 60 Гц игроку будет достаточно, а значит монитор должен сменять изображение по 120 раз в секунду. Сегодня на рынке имеется лишь несколько таких скорострелов, и перед покупкой стоит свериться со списком на странице системных требований 3D Vision.

Сделать ставку на поляризацию пока решилась только компания Acer, причём сыграть она решила в сфере мобильных компьютеров. Экран ноутбука Acer Aspire 5738 3D покрыт поляризующей плёнкой, причём направление вращения плоскости волны (поляризация в данном случае — круговая) сменяется чересстрочно. Познакомиться с ноутбуком можно прочитав наш обзор, так что в текущем материале повторяться нет нужды. Скажу лишь о главных недостатке и плюсе: неприлично низкое разрешение по вертикали (384 точки) и хорошая, годная цена. 

Есть еще одна 3D-технология, которая неприменима в кинотеатрах, зато подходит для домашних киноигровых утех. Её воплощение — дисплейные очки. О нескольких моделях таких устройств мы уже писали. Идея, лежащая в их основе, предельно проста. Раз каждому глазу нужно дать индивидуальное изображение, значит нужно сделать два дисплея. Вплоть до начала нынешнего века задача была практически неразрешимой с конструктивной точки зрения — ЭЛТ-экраны имели попросту неприемлемые габариты и массу, да и разрешения, которое не слишком стыдно указать в технических характеристиках, добиться было невозможно. Хорошая тренировка для мышц шеи — это не то, что нужно пользователю. Двухтысячные подарили нам дешёвые ЖК-матрицы, сделав возможным создание доступных и лёгких дисплейных очков.

Здесь я еще раз сошлюсь на наши прошлые материалы — это тесты очков Saibex 3D640 и Saibex PRO640. Главная проблема, которую придётся решить пользователю дисплейных очков, это настройка компьютера. Производители таких очков не имеют страстной взаимной любви с разработчиками драйверов для видеокарт, а потому в рецепте появляются пункты вроде «спляшите вокруг очков жига-дрыгу с бубном». Увы, со времени написания упомянутых тестов, ситуация ничуть не улучшилась.

Но это еще не всё. Пробившихся сквозь противостояние упрямой железки ожидает разочарование. Если пару лет назад принесённый очками вау-эффект затмил дискомфорт от низкого разрешения картинки, то сегодня, когда есть более привлекательные альтернативы, VGA-качество вряд ли подарит удовлетворение.

С другой стороны, низкое разрешение означает и малые требования к видеокарте. Назвать это плюсом дисплейных очков, конечно, язык не повернётся — за уши так сильно тянуть нельзя, оторвутся. Тем не менее, получается бюджетный вариант для нетребовательных игроков и зрителей. Не забываем также и о втором назначении дисплейных очков: при наличии медиаплеера они позволяют смотреть кино в дороге, правда, без эффекта трёхмерности.

Таково сегодняшнее состояние технической стороны массового 3D. Вернуться к теме нам придётся уже очень скоро: если в кинотеатрах в обозримом будущем вряд ли что-либо изменится, то домашнее 3D в этом году изменится кардинально. Несколько производителей телевизоров анонсировали новые модели, дающие возможность смотреть трёхмерные фильмы без каких бы то ни было очков. Во многих странах на стадии подготовки к запуску находятся 3D-телеканалы. И это только начало. Курок ударил по капсюлю, пошла реакция, но выстрел случится лишь ближе к лету или осени. В ближайшие годы можно будет наблюдать взрывное развитие технологий 3D, как со стороны киноиндустрии, так и со стороны производителей техники. Возможно, случится также война форматов контента, которая уляжется через пару лет. Скучно не будет.

Комментарии: