11/07/2006 08:00

Центризм нужен в политике – а в театре?

Теги: , B&W, , , , , , ,

Центральный канал в театре – палка о двух концах. Он вносит больше неразберихи в настройку и более драматично отделяет весь многоканальный формат от традиционного стереофонического, чем любые добавленные тылы, THX-сертификации и прочая «бряцающая» атрибутика нового времени. На фоне нового яркого поступления мы внесем ясность в вопрос.

Действительно, история 3-го суммирующего канала, коим фактически является центр, очень турбулентна. Первые демонстрации стерео в 1957 году проходили именно с такой третьей колонкой. Причина – опасение инженеров недораскрыть часть музинформации и неверие в способности левого и правого каналов складывать части в стройное целое. Напрасны были все опасения, и дальнейшее развитие 2-канального стерео это подтвердило. Только при грубых тембрально-временных расхождениях между 2 каналами центральная образность отказывалась формироваться в пространстве воображаемой звуковой сцены. Вы и сегодня можете имитировать эти расхождения – например, перебросив плюсовой и минусовой контакты на одной из колонок. Фаза сигнала на ней изменится, что будет выражено несовпадением 2 синусоид на графике. Если же все нормально настроено и подключено, то центральной информации просто некуда деться кроме как полностью раскрыться.

Омни-направленным колонкам не нужен центр

Сегодня практически изжит эффект дыры по центральному пространству в стерео-режиме. Этим эффектом эксперты некогда пугали аудиофилов, как малое дитя - букой. Дыру тоже можно имитировать, разнеся колонки магнитолы или минисистемы по углам комнаты и направив их без пересечения. Центральная образность будет недостаточной, поскольку площадь излучения динамиков мала. Чем более направлены динамики, тем больше эффект дыры. Например, дипольные (с динамиком позади) или контр-апертурные (с излучением динамиков в вертикальной плоскости) да и прочие другие фантазийные конфигурации в этом случае  предпочтительнее, так как часть их излучения буквально закрывает дыры. В то же время, из теории и пропагандистской рекламы мы все знаем, что только строго направленное излучение является синхронным по фазе и одновременным по времени прихода разных частот на ухо слушателя в «сладкой точке» комнаты. Так?

Так да не совсем. Сферическая форма корпуса колонок – это классика жанра. Как и знаменитые 8-гранные напольные тумбы TDL с динамиками, глядящими со всех панелей. Наконец, небезизвестная фирма Bose выбрала своим амплуа именно омни-направленную конфигурацию динамиков в казалось бы тривиальной стереоакуситке. Bose вносит легкую поправку на переотражения волн в сопутствующую электронику, а, например, DALI и Genelec выравнивают эффект переотражений (или поздних отражений звука) на стадии искривленной поверхности панелей корпуса.  Звук получается более точным, образность не столь размыта, но не факт, что холодная и обостренная аналитика звука нравится всем без исключения.

Грамотному центру не нужен никто

Центр отчасти снимает напряжение с вопроса отражений и корректного сложения правого и левого каналов. Он просто берет на себя часть их работы. Однако, недаром на заре хай-энд-стерео от центра отказались, набаловавшись им. Центральную колонку оказалось мучительно трудно сбалансировать, чтобы она не перетягивала на себя внимание и не превращала стерео в моно. Ее долю усугублял еще и густой плотный характер звука с очень хорошим мид-басом и типичным аналоговым «горбом» по средним частотам. Воссоздать эту АЧХ на цифре тоже мучительно трудно, потому что с аналогом не все так примитивно, как принято думать. В общем, с центром распрощались до прихода многоканального цифрового аудио с его синтезом каналов.

Многие изготовители ресиверов снабжают центральный канал собственными калибровками и настройками, более подробными, чем у фронтов. Тем самым они пытаются дать в руки пользователю побольше инструментария для корректной настройки центра. Здесь и реверберационный режим «масштаба» центра, и панорама, и компенсация задержки ВЧ вашим дисплеем (при размещении центральной колонки за ним) и прочая, и прочая. Но на деле центр гармонизируется практически в 2-х случаях:

а) если колонка мощная, решена богато и щедро, в консервативном ключе, то есть имеет обширную поверхность отражения собственных излучений,

б) если роль центра выполняет пара типичных полочных аудмо-мониторов, поставленных по краям экрана. В этом случае появляется возможность управлять сопротивлением нагрузки и характером звука: паспортное сопротивление колонки удваивается при подключении ее последовательно к другой колонке. Сопротивление делится надвое при параллельном подключении к центральным акустическим клеммам на ресивере. Кстати, последний вариант громче звучит, но может перегрузить ресивер слишком низким сопротивлением.        

Сносной системе не нужен формальный центр

Нет ничего хуже для общего звука, чем тривиальная, формально сделанная и маломощная колонка в центре. Она пожирает сигнал и мощность, оголяя звук своих соседей «по фронту». Тогда лучше обойтись совсем без центра и поделить его функции между фронтами и сабвуфером.

Читатель, возможно, на этом месте уже хотел бы увидеть умные диаграммы, иллюстрирующие беллетристику автора этой заметки. Увы, порадовать нечем – никто пока не провел корректных и утомительных измерений, да они и не нужны. Ваше ухо без труда подтвердит сказанное, не прибегая к еще одному посреднику – графике. Мы уже однажды приводили метод известного прагматика и владельца собственного аудио-бренда А.Клячина: тот намеренно понижает уровень центрального канала, используя при этом очень большие динамики и переднюю отражающую панель на центральной колонке. Этот ход позволяет с одной стороны уверенно озвучить центральную образность, с другой – отправить побольше «центрального» баса на сабвуфер.

Во всяком случае, целесообразно определять размер центра как Large. Это сразу расширяет диапазон, с которым спикеру предстоит работать. А сабвуфер избавляется тем самым от мид-баса, который зачастую превращает комнатный звук из студийного серьезного в автомобильный утомительный.

Золото нужно всем, всегда, в любом виде

Вот что в этом плане предлагает английская фирма Bowers&Wilkins, которая однажды давно создала эпохальную разработку и с тех пор варьирует ее под новые эпохи. Это не может не вызывать зависть и критику у фирм, которые все разрабатывают «с чистого листа». 2-полосная модель B&W CMCentre мудро использует прилепившуюся к фирме репутацию “агрессивного звучания” во благо – для компенсации извечной узости и тусклости «центрального диалога».

B&W CMCentre

То же самое касается и многоканальных режимов для PCM-дорожки, и all channel stereo: c участием столь проработанного центрального канала стереомузыка звучит предпочтительнее, чем на 2-канальном стерео.

Интересен сам факт броской конструкции, которая является проводником яркого звука: ВЧ уверенно проецируются в пространство благодаря уникальному авторскому «трубчатому» твитеру Nautilus,  Направленность ВЧ – сумасшедшая. ВЧ сфокусированы в четкий пучок весьма протяженных частот. ВЧ-гармоники генерируются и отражаются самой панелью и… кевларовыми басовиками, которые окаймляют твитер. Фильтр настроен намеренно полого, чтобы средне-верхние (4 кГц) и средне-низкие (700 Гц) частоты были послабее и не грузили ваш слух. Отсюда – волнующее ощущение крайних частот и не более чем тактичное присутствие многих других партий. Данный центральный спикер не требует настройки электроники в ресивере – он сам диктует им свой характер. Что еще более замечательно (называйте меня фантазером!) – столь проработанный центр сообщает свой характер всей прочей акустике в системе, если только та не окончательно тупая.

Бесподобный звук - тоже нужен

Чем больше я слушал работу этой модели центра, тем очевиднее вырисовывалось ее превосходство над предыдущими моделями, не говоря о некоторых менее конкретных брендах. Центр B&W cерии СМ формирует исключительно крупную, убедительную и вкусную образность. Он эшелонирует вглубь и одновременно проецирует сцену вперед. Его достаточно большой литраж сообщает образам трепетность, драматизм и объем, которые недостижимы для ряда изготовителей с их менее интересной идеологией. Проанализировав (ухом) звучание разных частей конструкции на CD-музыке, я пришел к выводу, что очерченность и красоту звуку больше всего создает воздуховод (или как его называет фирма,  Flowport). Он начисто лишен шума ветра при выдувании лишнего воздуха из колонки. Ему вторят кружева кевлара на диффузоре динамика, которые по всей видимости поглащают прорвавшиеся мерзкие частоты.

Далее я попробовал в виде эксперимента подменить центр B&W огромной винтажной колонкой Akai-175 c 25-cм басовиком и общей инертной, излишне «теплой» идеологией звука. Мне не понравилась «ватность» и вялость звука, которые в иных сопоставлениях я бы не заметил. Пара 13-см динамиков B&W звучала острее и конкретнее, а резонансная частота (неизбежная во всяком спаривании маленьких басовиков) тут была отнесена инженерами на крайние НЧ. Как я уже имел честь сообщать… Наконец, хай-файную напольную акаевскую колонку было труднее совместить с изображением на экране, тогда как  7-килограммовая B&W размерами 48 х 16 х 27 см ложилась как угодно. О  мощности можно не упоминать, коль скоро в опыте не присутствуют мини-модели.

Комментарии: