26/06/2006 08:00

Как видеть диски насквозь. Общие методики

Теги: CD, , , ,

Вопреки мусcированию модных тем винила и HD-форматов, CD сохраняет позиции на рынке и на полке дилетанта, обывателя, меломана и аудиофила. При этом далеко не каждый различает (или умеет это делать) диски по качеству, а зачастую не отличает пирата от фирмы. Вот краткое введение, которое адресовано и знатокам тоже. Поскольку сегодняшняя Россия - крайне специфический музыкальный рынок и в этом плане резко отличается от мирового, мы решили вопрос так: будем все-таки отталкиваться от мировых приоритетов и вкусов, как в репертуаре, так и в субъективном восприятии характера звучания дисков. Наверно, это интереснее и рациональнее, если читатель намерен выйти на зарубежные аукционы и рейтинги. Читатель же, приверженный именно отечественной точке зрения, волен обратиться ко всем остальным (одинаковым!) экспертным источникам.

Оформление

Как правило, чем лучше (подарочнее) диск издан - тем он лучше звучит, поскольку наилучшую (аналоговую) матрицу приберегают именно для коробочно-подарочных специзданий. Вопреки мнениям, ди-джипак (картонная "раскладушка") в этом плане не выделяется, а вот диски в картонном конверте а-ля винил (получившие среди пиратов кличку "мини-винил") - выделяются. Они отмастированы и звучат близко к XRCD (компакт-диск экстра разрешения, имиджевый проект звукорежиссеров Калифорнии и фирмы JVC). Практически, это апофеоз для формата, идеальный цифровой слепок с соответствующего винила (LP). Не только в переизданиях аналоговой эпохи, но и в свежих изданиях, если они стилизованы и оформлены строго "под винил". Поскольку измерений не проводилось, качество звука читателю предлагается определить на слух. Под "виниловым" типом звука в данном случае понимается акцент по СЧ, что на графике должно выражаться как легкий подъем +1 / 0,5 дБ в районе 1 кГц. Он же субъективно воспринимается как "эффект присутствия" или "выпяченной сцены". Таково традиционное представление о звуке винила и аналога вообще. Закономерно, что "перегружая" слух в одном месте, мы должны его "разгрузить" в другом, иначе получится перебор информации. Поэтому здесь же, на "мини-виниле" особо заметен ранний и плавный спад характеристики по "краям" АЧХ.

Технически это выполняется инженером при мастеринге программы. Субъективно это воспринимается в виде особо "крупных" инструментов и партий в пространстве. Получается как в пословице: лицом к лицу - лица не увидать. Но только вот в аудио "крупные" лица и образы всегда приветствуются, а мелкие, удаленные - не очень. Как и на концерте: лучше стоять в партере, чем сидеть на галерке. Более "ступенчатая" (в графическом выражении) и резкая АЧХ характерна для ранних выпусков (начала 90-х), которые можно определить по более грубому оформлению буклета. В частности, в таком буклете может "разъясняться" преимущество столь "передового" формата как digital. На рынке попадаются и промо-CD. Они выпущены не для продажи, а для ознакомления и ремастированы обычным образом (не "под винил"), хотя и помещаются в картон. Новинка рынка - Dual Disk (двухслойный СD/DVD-A) имеет роскошное оформление, но зачастую несовместим, особенно - с дешевыми CD-проигрывателями. Это объясняется тем, что технически невозможно вписать сюда нужный набор "универсальных" алгоритмов.

Вид диска

Чем диск короче по продолжительности, чем ярче гравировка завода и чем темнее цвет его наката (информационного лейбла), тем звонче и динамичнее звук. Прибегая к аудиофильским понятиям и соотношению частот в спектре, можно вывести закономерность в "марочном" звуке заводов: японские и английские диски звучат сглаженнее, американские - агрессивнее, немецкие и российские - рельефнее, французские - прозрачнее. Колоссально и влияние студии, поскольку в английской провинции и на Abbey Road еще действуют студии, сложенные из бревен (акустически превосходного) канадского клена, американская глубинка оборудована ламповой техникой, ну а студии мегаполисов (особенно, Японии) отличаются авангардизмом и аналитичным хай-фиделизмом. Все это можно вычитать из служебной аннотации буклета и из выгравированного кода завода. Большинство лицензий выполняются "головными" корпоративными заводами. Для Gala Records - голландским EMI Uden, для SonyBMG - немецким Sonopress, хотя Союз-Мьюзик и российский Юниверсал привлекают (вернее, экспериментируют еще и с отечественными заводами).

В сравнении с другими, знаменитый австрийский Sony DADC имеет склонность к выхолощенному, оловянному и кашеобразному звуку. Таков же "марочный" звук лейбла Epic (Sony Music). Из недорогих дисков сочнее и четче звучат и часто оформлены ближе к оригиналу: релизы Universal и BMG. Сюда же относится мини-винил, списки которого рассылаются по сети, и который поступает от частных лиц. Здесь мы сталкиваемся с понятием пирата (подделке оригинала, зачастую весьма качественной) или бутлега (неофициального, но разрешенного издания). Такие можно определить по оригинал-насечке (гравировке). При желании, вооружившись лупой, можно определить и пиратский накат шрифтов и мелких деталей на лейбле диска: накат всегда выпуклый, тогда как на западной оригинальной "фирме" - всегда тисненный, слегка вдавленный. Разумеется, пиратский диск, во всяком случае, проигрывает оригиналу (того же мастеринга и формата) по протяженности ВЧ и по динамике. Для лучших изданий разница настолько мизерна, что бытовые спектроанализаторы не отрабатывают ее. Такие анализаторы спектра представляют собой светящиеся индикаторы по основным частотам спектра. Они включены в отдельные ресиверы и в лабораторное оборудование. Касательно CD-R: этот носитель кустарный и вообще не может рассматриваться как коллекционный или приемлемый. Он, как и МР-3 существуют для информации населения, утешения "узких" коллекционеров и "обувания" лохов.

Технология записи

CD/SACD - уже вчерашний день и, во всяком случае, никогда не нравился знатокам, однако коль скоро тиражи прекращены, формат переходит в разряд коллекционного раритета и аудиофильского уникума. Музыка, выпущенная на формате, драматически отличается от прочих "нормальных" технологий - тем и любопытна. Формат окончательно заклеймил 1-битные цифровые слова (битстрим) и дельта-сигма декодеры. То и другое является простейшим и малозатратным инженерным решением для преобразования данных из аналоговой в цифровую форму и наоборот. Как предполагает название, битстрим заключается в побитной (бит за битом) обработке данных, в отличие от 16- или 20-битных "слов". Первый способ аккуратнее, но второй учитывает всю совокупность длинного "слова", включая и неизбежные "пропуски". Второй способ - дороже реализовать, но он и превосходнее. SACD иллюстрирует мысль, которая выражена в п.1: теоретическая протяженность SACD до 100.000 Гц отягощает звуковую сцену и "грузит" слух избыточной аналитикой. Звуковая сцена на СD-дорожке SACD-диска всегда воспринимается как именно "с галерки". Дорожка выполняется по той же технологии (она обозначается в аннотациях как DSD), производит то же впечатление на слух. Осталось сказать о CD-дорожке на дисках формата DVD-A - их воспринимает всякий проигрыватель. Здесь имеет место сэмплирование аудиоданных на очень высокой частоте (как и для DVD-Video). Однако, получаемый "ресурс" расходуется на "многоканалье", а не на обширную частотную характеристику. В отличие от SACD, здесь CD-дорожка при записи кодируется сразу большими порциями битов, то есть - правильно для отображения атмосферы студии или зала. Прослушивание рождает стойкие ассоциации с классическим катушечным магнитофоном студийного класса, таким как Revox. В дополнение к сказанному в п.п.1,2 о пиратах, мини-виниле и Dual Disk: качественно и коммерчески, лицензии приравниваются к пиратам и сильно проигрывают им же в распространении. Отечественные пираты резко уступают в качестве и даже в коллекционном статусе зарубежным и из них как-то еще востребованы только полные копии (имитации) с фирменного оригинала.

Репертуар

Саундтреки, народная музыка, танцевальная музыка, поп-рок-сборники, частные и спецрелизы - считаются малоинтересным, нефункциональным, недорогим материалом. Показательна их низкая рыночная цена (в пределах 100 руб.) и вялые продажи. Цена очевидного пирата с плохой печатью - 50 руб. без возможности дальнейшего "движения" диска. Наиболее конвертируемы жанры и релизы: культовые по экспериментальной электронике и джазу, аудиофильские (зачастую на "золоте" или с соответствующими спецпометками по мастерингу), классический традиционный поп/рок, мировые звезды с 50-х годов по наст.вр. (исключая диско, синтетический поп и маргинальные жанры), элитарные лейблы во всех жанрах, опера, симфония, джаз, поп-истэблишмент (типичный артист: Синатра, мнимые и сомнительные: Кобзон, Лещенко, Мадонна). Отовариваясь CD-переизданиями, надо быть готовым к компромиссу: "чистые" копии со студийного оригинала будут заведомо глухими, ремастированные - с иной пропорцией партий и иной сценой. Эта "кривизна" цифрового формата повлекла с одной стороны массовое "непонимание" изначального волшебства дисков и музыки The Beatles, с другой - мощное присутствие винила на рынке. В России мощно культивируются и подаются как модные: стили, которые в мировом масштабе расценены как моветон и публично или в прайм-тайм никогда не исполняются. Этот феномен уходит корнями в политику КГБ СССР по использованию "молодежной" культуры для ее подрыва изнутри. КГБ и правящая верхушка страны, Политбюро ЦК КПСС, полагали далее эксплуатировать молодежь мира в таком дезорганизованном виде как угодно. Может быть, сейчас по телевизору Сталин и Брежнев выглядят лапочками, но в свое время это были мировые жандармы, причем – на содержании у своего народа. Это не исторический факт, а нынешняя подоплека всех отечественных явлений в шоу-бизнесе и муз-индустрии. Оттуда, из тьмы веков «растут ноги» не только «народных артистов и фабрикантов» (неслучайно заимствовавших советские реалии!), но и отечественные радио-чарты с ретро-экскурсами, которые вы вынуждены слушать и любить, простаивая в пробке.

Один лишь факт. КГБ через свои каналы осуществил глобальную акцию, выставив одного из своих агентов как рок-идеолога. Этот «серый кардинал» ни на минуту с тех пор не ослабил хватку на глотке у отечественной музиндустрии (коль скоро мировая индустрия не далась ему в руки). Его отлично знают в редакциях журналов, где он появляется раз в квартал дабы «корректировать» курс и (если что не так) грозить санкциями. По этой причине нельзя серьезно относиться ко всему, что и как преподносят на тему музыки (да и hi-fi) отечественные СМИ. По этой же причине отечественные рекорд-релизы представляют собой поле безвкусицы, проросшее кое-где ростками гениальности (в серьезных жанрах, большей частью). На эстраде это: Носков, Серов, Лепс, Ляпис Трубецкой… ну и, может быть, еще Д.Колдун из последней «фабрики». Репертуар определяет ценность вашего диска, поскольку он определяет техничность и одухотворенность, талантливость исполнения музыки в данной записи. Ничто так не побуждает звукорежиссера на выдающийся мастеринг, как талантливое мотивированное исполнение. И наоборот. Именно с этих позиций следует обозревать CD и муз-DVD. Мы попробуем проделать это в следующий раз в этом разделе. Разумеется, такой рецензии всегда можно предъявить претензию в субъективизме и утверждать, что Лепс как раз бесталанен, а, скажем, U2 – кладезь таланта.

Комментарии: