20/10/2006 08:00

Выбираем интересный, разноплановый и ценный би-боп

Теги: , , CD

Почему именно би-боп в первую очередь? Большинство продавцов музыки (в том числе риалтонов) сходятся в том, что сегодня джаз - самый востребованный материал. Внутри же джаза, все, что не свинг - би-боп. Остальные его стили продаются гораздо хуже. И даже рок в этом ритме очень востребован. 

и-боп – явление начала 50-х годов, когда свинг был исчерпан и стал искать новые, более разреженные и вместе с тем зажигательные ритмы. Лучше всего би-боп ассоциируется с компактным составом комбо, то есть трио, квартетом или квинтетом, в которых место визгливых тромбонов занимает приглушенный баритон-саксофон, может быть еще труба «в терцию» плюс электрогитара и электро-орган (прототип синтезатора). Контрабас и полный комплект ударных с перкуссией держат четкий мерный ритм – среднее между так называемыми «трудовыми песнями» (рабочих и рабов) и очень темповым блюзом (он же – буги).

 

 

 

Би-боп имел недолгий век и местечковое правление, так как делил массовый рынок с жанром эстрадной баллады – пережитком свинг-эпохи. А уже к началу новой декады подоспели рок-н-ролл и формат электрических вокально-инструментальных составов. Однако би-боп практически врос в новый образ и плавно перетек в ритм-энд-блюз (rnb), которым вплоть до 80-го года клеймилась всякая хитовая и радио-форматная поп-музыка. Жанр богат на краски и гибок на аранжировки, о чем свидетельствует срез нынешнего ассортимента на полках магазинов.

 

 

 

Многие поставки в Россию делаются со складов зарубежных фирм, поэтому читателю не следует безоговорочно отметать издания, датированные ранее, чем год 2005. Среди них попадаются и лимитированные тиражи, растущие в спросе и в цене. Ценность диска также задается калибром занятых музыкантов и звукорежиссеров, культовостью рекорд-компании и рядом других факторов. Мы предлагаем ниже один из возможных срезов, который удовлетворяет и эстетическим, и коммерческим требованиям. То есть, наслушавшись всласть, вы скорее всего не потеряете на продаже этой подборки. Она же составит неплохой концептуальный комплект для неординарного подарка на день рождения. Вы запомнитесь как эрудит в высшей мере.

 

 

 

Подборка сделана по ассортименту Пурпурного Легиона. Год указан лишь в случае ре-релиза.

 

 

 

Matt Dusk  «Back In Town»

 

 

Decca

 

 

 

 

 

Консервативно выдержанный имидж ершистого, слегка своенравного салонного кумира и выдержанный альбомный формат программы (длительностью менее часа) лишь подчеркивают схожесть нового голландского менестреля с образцами – Фрэнк Синатра, Дин Мартин. На Западе короли би-бопа не утрачивали респекта даже в пик панк-моды, а уж в броском 20-битном разрешении – тем паче. Издатель известен своей консервативной  звукорежиссурой. На программе хватает и свинга коль скоро оба прототипа поработали и в нем. Пожалуй, для апофеоза недостает гимна жанра – очередного кавера “My Way”.

 

«Serge Gainsbourg Chante Par…»

EMI, 2CD

 

 

Гинзбур работал в жанре эротической баллады, что по духу (если не по букве) созвучно би-бопу. Он загребал в этот жанр на более темповых вещах. Того и другого хватает на трибьютной (поминальной) подборке каверов, напетых такими же типажами в формате комбо-сопровождения. Коронный номер сластолюбцев, странная песня “Je taime”, здесь дана в еще более странном «разговорном» представлении – пожалуй, единственное выпадение из концепции. Впрочем, Universal выпустил целый ряд однотипных сборников того же формата с привлечением хард-кор-групп. Искать следует в разделе VA или: various artists, то есть: сборники различных исполнителей.

  

Bikini Machine

 

 

«Joue Dutronc»

Platinum / Союз

 

 

 

22 минуты – яркий пример французской жадности. Жак Дютронк – роскошный экспонат французской версии rnb, если угодно – французский Синатра. Формат его каверов – безбашенная клубная электроника или в меру навязчивый электропоп. Диско ритм с его акцентом неправильной (зомбирующей) доли такта составляет антитезу би-бопу с его непременно правильным акцентом. Тем не менее, сложение обоих рисунков в одиу мозаику здесь удалось.

 

 

 

Ella Fitzgerald

 

 

«Sings The Irving Berlin Songbook»

 

 

Verve, 1959/2005, 2CD

 

 

 

До сих пор никто не поет rnb и би-боп лучше, ритмичнее, чем это делала Элла Фитцджеральд. Она подчиняла своему драйву все: оркестры, композиторов, материал, режиссуру. Здесь наблюдаем преображение весьма смурного (глумового) наследия композитора 30-х годов. Если Элла не делает из вальсов би-боп, то делает из них убедительные баллады, причем – современного звучания. Запись не вполне избавлена от инерции, но оркестр Пола Вестона старается «рубить» бодренький ритм. Типичные образцы жанра: номера «Сheek To Cheek», «I’ve Got My Love To Keep Me Warm». Подарочное оформление – плюс к без того высокой ценности издания.

 

 

 

Bud Powell

«The Amazing Bud Powell vol.1»

 

 

Blue Note / RVG (Япония), 1951/2004, моно

 

 

 

Картонное (конвертное) издание с подробной распечаткой – вложением на японском языке и диском, вложенным в хрустящий целлофановый пакетик. Начальная цена 24-битного ремастеринга была ниже нынешних 700 рублей. По всей видимости, это «слив» остатков с Запада и он непременно повлечет дальнейший рост цены – по крайней мере, на бирже журнала коллекционеров “Record Collector”. Если будете продавать в дальнейшем – выходите на журнал в Штатах. Манера пианиста Пауэлла крайне необычна, тревожна и альтернативна по духу, хотя обличена в привычные формы и включает классику столпов жанра - Телониуса Монка, Гиллеспи. Заняты столпы: на барабанах - Макс Роуч, на саксе - Сони Роллинз.

 

Rolling Stones

 

 

«Exile On

Main St

 

 

Virgin, 1972 / 2004

 

 

 

 

 

Преданные разработчики стиля rnb, «роллинги» ни на одном диске не порывали с ритмикой и импровизами би-бопа. Они посвятили ему все номера этой программы, записанной в межсезонье в «ссылке» во Франции. Исключение составляют последний трек, решенный в стиле госпела, и хит “Tumbling Dice”. Аранжировка – электрическая с щедрой долей акустики, как водится у группы. Ни малейшего признака hardnheavy, который задавил ростки би-бопа на диске Bridges To Babylon. Минус – в самой технологии записи, на сей раз более кашеобразной, чем должно.

 

 

 

Swingle Singers / Modern Jazz Quartet

 

 

«Place Vendome»   

 

 

Philips 1966 / 2002 (Япония)

 

Обзор и представительный комплект по жанру закрываем самой, наверно, характерной работой от двух локомотивов всей послевоенной (после Второй Мировой Войны) музыки в Европе. Именно вокальный септет и инструментальный квартет положили начало модной манере, вызвали многочисленные клоны (польские Novi Singers, советский квартет Аккорд, нынешние американские Manhattan Transfer и NY Voices), популяризовали джаз-клубы. На уникальном релизе, который так и не был ремастерован, они работают вместе. Эти интерпретации и стилизации Баха не только послужили отменными саундтреками для многих фильмов, но и создали еще одну стойкую моду на модернистские обработки классической музыки. О революции говорить не приходится, но безобидная озорная энергетика би-бопа прослушивается на этом диске, который по счастью оказался в неликвидах у западного поставщика.

 

 

 

Владелец такой коллекции может считать тему би-бопа закрытой надолго, поскольку еще более нового слова в жанре ждать пока не от кого. Кто-то сможет в лучшем случае  вторить уже сказанному.       

Комментарии: