14/06/2006 08:00 | Сергей Хлюпин

Город iPod: как Apple эксплуатирует китайских рабочих

Теги: Apple, iPod, Nano, Shuffle, , , , , , ,

Оговоримся: этот материал был опубликован 12 июня 2006 г. на веб-сайте Arstechnica – онлайновом журнале о цифровой технике. Статья основана на материале, опубликованном в британской газете Mail on Sunday. Статья публикуется в переводе, оригинал можно прочесть на сайте Arstechnica: “iPod City: Apple criticized for factory conditions”, автор – Таня Клоден (Tanya Klowden), перевод Cyberstyle.ru.

Если вам повезло и вы живете в Великобритании, то обратите внимание на вышедшую в прошлые выходные интересную статью в Mail on Sunday. Газета отправила корреспондентов в Китай, в города Лонгуа (в двадцати минутах езды от Гонконга) и Сучжоу на границе с Шанхаем, с заданием посетить две фабрики, на которых выпускают iPod, Nano и Shuffle – эти плееры «разработаны в Калифорнии» и чрезвычайно популярны во всем мире. Они нашли, что условия на этих заводах с точки зрения западного человека как будто вышли из-под пера Диккенса.

«Нам приходится слишком много работать, и я все время устаю. Это похоже на службу в армии. Нас заставляют неподвижно стоять часами. Если мы пошевелимся, то нас наказывают – заставляют неподвижно стоять еще дольше… Мы вынуждены работать сверхурочно, если нам так велят, и мы можем пойти спать, только когда начальник дает разрешение… Если от нас требуют сверхурочной работы, мы вынуждены ее делать. После 15 часов работы до половины двенадцатого мы очень устаем».

Первый завод, которой управляет тайванская компания Foxconn, описан как «первый и крупнейший завод в материковом Китае. Это протянувшаяся во все стороны территория, где работают и спят 200 000 человек». Многие уже оспаривают эту цифру, считая ее какой-то ошибкой, поскольку в таком случае завод должен быть размером с город Таллахасси, штат Флорида. Однако стоит заметить, что на заводе Foxconn производится электронное оборудование для нескольких компаний в сфере ИТ, помимо Apple, и что на заводе в Лонгуа трудится пятая часть от «миллионной рабочей силы». iPod Nano производятся на пятиэтажной фабрике на этом заводе. Там работают вежливые чиновники, проверяющие всех входящих и выходящих, чтобы «расстроить намерения конкурентов в области промышленного шпионажа». За 15-часовой рабочий день на этом заводе платят примерно $50 в месяц.



Опубликованные в Mail on Sunday фотографии «города iPod».
Кликните для просмотра увеличенного изображения в новом окне.

Второй завод, который посетили репортеры, имеет преимущество от своей близости к Шанхаю. Места отдыха расположены за пределами завода, рабочий день длится всего 12 часов, а зарплата составляет почти $100 в месяц (охранники, следящие за рабочими, получают до $150), почти половина из которых возвращается в компанию в качестве платы за жилье и еду. Остальное обычно отправляют домой, семье – многие из них с большим трудом зарабатывают такие деньги сельским хозяйством.

Учитывая, что компоненты iPod nano стоят примерно $75 и состоят из 400 частей, дешевая рабочая сила чрезвычайно важна для того, чтобы обеспечить конкурентоспособную цену. Охранник на одном из заводов понимал это:

«Зарплата ниже, потому что начальник хочет сократить расходы, - говорит он. – Цены должны быть конкурентоспособны, чтобы компания могла получать заказы из-за границы».

Это выливается в непреодолимое противоречие. Заграничные компании должны снижать цены, чтобы потребители в развитых странах могли позволить себе купить их продукты и компании могли продолжать бизнес. В таких местах, как Китай, низкая зарплата и ужасные условия дают возможности, сходные с возможностями времен промышленной революции.

Автор книги «Китай потрясает мир» (China Shakes The World) Джеймс Киндж (James Kynge), возражает, что, несмотря на восприятие западными людьми условий труда на заводах эта зарплата – неожиданная удача, позволяющая преобразовать сельский Китай. «Объем средств, которые рабочие отправляют в деревню семьям, теперь превышают доход от сельского хозяйства,» - сказал он.

Далее – в Китае нет профсоюзов, что позволяет таким субподрядчикам, как Foxconn, искусственно снижать зарплату.

Рабочим повезет, если получат прибыль в 2% от iPod. Foxconn получит менее 10%. Apple гораздо больше тратит на маркетинг, чем на производство.

Однако не следует думать, что с этим ничего нельзя сделать. В недавней статье в BusinessWeek говорится о менеджере Hewlett-Packard, которая занимается именно тем, что борется за «ответственность цепи поставок за окружающую среду и социальную сферу». Бонни Никсон-Гардинер (Bonny Nixon-Gardiner) не только ездит по таким заводам, как Foxconn в Лонгуа, чтобы обеспечить достойные условия труда, она также работала с другими компаниями – например, Dell, IBM и Intel – над созданием Кодекса поведения электронной отрасли и определением базовых стандартов труда и окружающей среды для подрядчиков в сфере ИТ.

Это трудная работа. Гровер Турман (Grover Thurman) из Foxconn говорит, что работать с Никсон-Гардинер все равно, что «одновременно целоваться и драться. Это может свести вас с ума, но сделать это нужно».

Остается лишь надеяться, что Apple, которая тратит хотя бы небольшую часть маркетингового бюджета на свой имидж социально ответственной компании, сможет присоединиться к движению за этику производства технологии.

Разумеется, Apple не единственная компания, использующая труд в Азии, в том числе и описанным здесь способом. Надеемся, что все такие компании сделают улучшение условий труда приоритетной задачей на будущее.

Комментарии: