09/09/2008 10:15 | С. Хлюпин

Тест GPS-навигаторов Powerman PM-N430BT и PM-N430GPRS: как не стоять в «пробках»

Текущий год, как я отмечал в обзорах на нашем сайте, можно назвать «годом GPS» на российском рынке электроники. За прошедшие месяцы свои GPS-устройства вывели несколько брендов, ранее работавших в других сегментах. Количество новых имён на рынке GPS увеличивается, и есть основания полагать — ещё будет расти. Не осталась в стороне от всё набирающего и набирающего популярность направления и компания Powerman. Эта российская фирма известна прежде всего своей электротехнической продукцией: ИБП, сетевыми фильтрами, стабилизаторами напряжения, аккумуляторными батареями и проч. Будучи компанией, активно работающей на рынке, Powerman освоила и такой сегмент, как портативная электроника: MP3- и MP4-плееры, FM-трансмиттеры, наушники, зарядные устройства. Так что пройти мимо GPS эта компания просто не могла. Таким образом, в начале лета 2008 года на рынке была анонсирована линейка GPS-навигаторов под маркой Powerman, состоящая из 3 устройств. Модели Powerman PM-N350, PM-N430BT и PM-N430GPRS представляют собой немного разные типы GPS-навигаторов — это немного странно, но объяснимо, вероятно, намерением компании охватить разную аудиторию покупателей.

Анонсированы навигаторы Powerman были в июне, а нам на тест они достались в августе месяце. Мы получили модели Powerman PM-N430BT и Powerman PM-N430GPRS.

Первая из них — GPS-навигатор с модулем Bluetooth. Это — мультимедийный девайс, работающий под управлением Windows CE Core 5. GUI в устройстве довольно оригинален, если не сказать — красив; список мультимедийных возможностей включает воспроизведение аудио и видеофайлов, текста и картинок. Модуль Bluetooth позволяет навигатору спариваться с мобильным телефоном в качестве гарнитуры и работать как hands free. В качестве навигационной программы в устройстве установлена iGO 2006 Plus (о нюансах системы, используемой в Powerman, я еще скажу пару слов). Сам навигатор — с экраном размером 4.3 дюйма, разрешение которого — 480 х 272 точки. То есть, мы имеем устройство современное, но, так сказать, мейнстримовое.

Второй навигатор Powerman — модель PM-N430GPRS, также с 4.3-дюймовым экраном. Как ясно из названия, это девайс с GPRS-модулем. Для чего нужен GPRS-модуль современному GPS-навигатору, почти всем ясно — для получения через GPRS информации о загруженности дорог, то есть — об автомобильных пробках, вещь, несомненно, полезная автомобилисту в нынешнем мегаполисе. Работает устройство под Windows CE Core 5, используемый интерфейс отличается внешней строгостью и понятностью. Навигационное ПО CityGuide и соответствующее картографическое обеспечение — детище российских разработчиков из Санкт-Петербурга. Ими же создан проект Probki.net, на сайте которого в режиме реального времени на картах показаны транспортные затруднения в двух столицах. В комплект навигатора, кстати, входит карта Probki.net, активация которой позволяет получить доступ ко всем предоставляемым проектом сервисам. То есть, перед нами —  устройство, интересное тем, что оно реально может помочь водителю в большом городе. Powerman — не первый бренд на отечественном рынке, анонсировавший в этом году GPS-навигатор с GPRS и информацией о пробках, однако, судя по всему, PM-N430GPRS — одна из первых таких моделей, реально появившихся на рынке, и что ценнее — реально доступных на тест.

Таким образом у меня в руках оказались две разные модели одной марки, совместное тестирование которых не могло не вызвать у меня интереса.

Начал я свои эксперименты с модели PM-N430BT, но потом получилось так, что я буквально менял навигаторы по ходу маршрутов. Так что тестирование получилось действительно параллельным и в какой-то степени сравнительным.

PM-N430BT – упаковка и внешний вид

Итак, сначала я расскажу об опыте своего общения с моделью Powerman PM-N430BT. Чёрная коробка навигатора настраивает на серьёзный лад. Содержимое её даёт почву для вывода — это практичное устройство, «рабочая лошадка», без лишних прибамбасов. В комплект навигатора производитель «положил» сам девайс, USB-кабель, адаптер питания от прикуривателя автомобиля, зарядное устройство от сети 220 В, держатель, крепление с присоской, инструкцию и гарантийный талон. Всё. Позже обнаружилась карта памяти на 2 ГБ — уже в слоте на самом устройстве. В общем, всё практично: всё необходимое — и ничего лишнего. Комплект стандартен, но заслуживает похвалы объём входящей в него SD-карты — другие производители не так уж часто «расщедриваются» на 2 Гига.

 

Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид

Powerman PM-N430BT – комплект
Powerman PM-N430BT – комплект

Внешний вид самого навигатора — с некоторой претензией на оригинальность. Корпус устройства с «резиновым» покрытием отличается плавными формами со скруглёнными углами, а верхняя грань отличается обладает характерной ребристостью, очевидно предусмотренной для «удобства хвата» девайса.

Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид

Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид

Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид

На этой верхней грани с левой стороны расположены две соединённые друг с другом кнопки включения и выхода в меню, сделанные и работающие на манер «качалки». На правом «борту» навигатора — разъём mini-USB, миниджек 3.5 мм для наушников и переключатель On-Off — для полного отключения батареи. Тут же снизу — гнездо для стилуса, в котором он и находится. Стилус, кстати, удобный, двухсекционный, раздвижной. На нижней грани девайса ничего, кроме выемок для держателя, нет. На правой грани находятся отверстие для Reset’а и слот для карты памяти формата SD. Такое вот устройство — немного странное, но довольно приятное.

Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид

Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид

Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430BT – упаковка и внешний вид

Powerman PM-N430BT - включение, Bluetooth, мультимедиа, навигация

Powerman PM-N430BT: первое включение, меню

После нажатия кнопки на верхней грани устройства я, посмотрев на заставку, через небольшое время (секунд 30-40) очутился в основном меню. Как я упоминал, дизайн графического интерфейса на меня произвёл приятное впечатление.

И вообще, навигатор поначалу мне действительно понравился. Однако, забегая вперёд, скажу, что всё оказалось не так хорошо, как видится на первый взгляд.

Powerman PM-N430BT – GUI
Powerman PM-N430BT – GUI

В меню мы видим пункты «Навигация», «Медиа», «Bluetooth», «Фото», «Текст» и «Настройки». Всё это стандартно для Windows CE Core 5. Поэтому по дополнительным возможностям пройдусь кратко. Как и что настраивать в навигаторе под Win CE — вы можете почитать в предыдущих наших обзорах (например, обзоре NEXX NNS-3510).

Powerman PM-N430BT – настройки
Powerman PM-N430BT – настройки

Powerman PM-N430BT: Bluetooth и мультимедиа

Проверка работы Bluetooth показала хороший результат. Телефон определился быстро. В качестве hands-free навигатор работает полноценно, позволяя звонить и принимать вызовы, не касаясь телефона: набрать номер можно прямо на экране. Можно также и создать адресную книжку. При вызове / приёме слышимость на обеих сторонах линии приемлемая, если не сказать — хорошая. В общем, пока девайс меня радовал.

Powerman PM-N430BT – Bluetooth
Powerman PM-N430BT – Bluetooth

Powerman PM-N430BT – Bluetooth
Powerman PM-N430BT – Bluetooth

Но проверим работу мультимедийных функций. С тестами и фото проблем не возникло. Тексты формата TXT отображаются, фотографии масштабируются и также отображаются без проблем. Поскольку перед нами устройство на Win CE, в нем имеется интегрированный медиапроигрыватель Windows Media Player. Он умеет воспроизводить музыку и видео. Проигрывание файлов формата MP3 прошло без проблем, качество звука устройство обеспечивает в общем нормальное, громкости встроенного динамика (моно) довольно для индивидуального использования, в том числе в автомобиле (это было понятно уже при проверке Bluetooth).

Powerman PM-N430BT – мультимедиа
Powerman PM-N430BT – мультимедиа

>

Дошёл черёд и до видео. Вот тут-то и прозвучал первый «звоночек»… При первой попытке воспроизведения девайс повёл себя «некрасиво»: видео тормозило просто безбожно, нормального просмотра добиться не удалось. Правда, в первый раз аккумулятор навигатора не был полностью заряжен, но списать на это безобразную работу устройство вряд ли можно. И в следующий раз, когда зарядка была полной, видео воспроизводилось совсем не безупречно, моменты подтормаживаний были заметны. Тут пришлось ставить устройству минус.

Powerman PM-N430BT: навигация

Несколько обескураженный поведением PM-N430BT при проигрывании видео, я всё-таки не терял надежды, что в основной своей роли — навигационного устройства — девайс выступит достойно, тем более что установленная программа iGO 2006 Plus никаких пессимистических прогнозов не предполагала.

Но — к делу. Установив навигатор на лобовое стекло автомобиля, я осуществил его включение. В главном меню выбрал пункт «Навигация» и… Немного удивился — да и порадовался — возникшей передо мной заставки с выбором навигационной системы! Да, на навигатор, как выяснилось, можно установить до 3 навигационных программ с соответствующими картами. Но покуда на доставшейся мне модели была установлена лишь iGO, я нажал на соответствующую иконку.

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Система запускается в течение примерно 40-50 секунд. Но вот, iGO запустилась, и предо мной предстал знакомый интерфейс этой навигационной системы. Её я уже описывал в обзорах NEXX. Так что подробно останавливаться на ней я не буду. Поскольку я тестировал навигатор именно с этой мыслью — о том, что навигационная система уже изучена — я не стал её рассматривать подробнее, а, как выяснилось позже, немного зря. Дело в том, что я не посмотрел, какая версия обновления iGO 2006 Plus использована в навигаторе. Но об этом чуть позже, а пока — о том, как проходило тестирование.

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Итак, передо мной знакомый интерфейс iGO. Подождать, пока приёмник найдёт спутники, приходится минуты 2-3. Для тёплого старта — результат нормальный.

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Задаю маршрут, используя стратегию «Кратчайший». Пока всё хорошо, всё идёт как всегда в iGO. Маршруты прокладываются логичные, в картах Tele Atlas всё в порядке (то есть, все неточности либо уже известны, либо предсказуемы). Вообще, в имеющейся текущей версии карт, по ощущениям, детальность улучшена — в картах учтены, кажется, номера всех домов. В общем, всё прекрасно, навигатор с iGO работает на ура, ехать можно не задумываясь, по навигатору.

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Отлично работает функция интеллектуального масштабирования — при преодолении наиболее сложных участков пути карта увеличивается и манёвр показывается максимально подробно. К тому же, несказанно порадовали голосовые подсказки. Вот тут я и скажу пару слов: у меня возникло ощущение, что передо мной какая-то улучшенная версия этой навигационной системы. Как уже отмечено, улучшена детализация, по ощущениям — лучше стали прокладываться маршруты (лучше учитываются правила дорожного движения и при необходимости перепрокладки маршрута несколько раз по ходу движения довольно быстро предлагаются действительно альтернативные варианты), отменно работает интеллектуальное масштабирование… Ну и в голосовых подсказках улучшен русский язык: теперь нет никаких «возьмите левый ряд» и проч., а во-первых, вполне грамотно говорят «держитесь левее», а также введена система предупреждений о манёвре, да не простая, а очень приятная и удобная (например, «готовьтесь к повороту направо через 300 метров», «через 200 метров — круговое движение, потом второй выезд направо»). Единственный курьёз, замеченный мною, это сообщение при пересчёте маршрута: голос диктора полуутвердительно-полувопросительно говорит «Перепроложить?». Ну и перепрокладывает, не дожидаясь вашего ответа :). Но на самом деле, это обновление системы iGO 2006 Plus, подробностей о котором я, к сожалению, не разузнал, очень и очень удобно для использования.

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Но, увы, не всё пошло так гладко, как начиналось. На первом же маршруте, как только я начинал расслаблятьcя и получать удовольствие от прекрасно работающей системы iGO, навигатор просто отказывался работать. Да, именно — он выдавал фатальную ошибку. Сообщение типа «Fatal Error. Restarting» — и просто зависал на заставке. И так было на каждом маршруте. К сожалению, сфотографировать, как навигатор выдавал ошибку, я просто не успевал — настолько непредсказуемо он это делал, в самый неподходящий момент, когда ничего не предвещало его выключения. Вроде, и батарея заряжена — а то и вообще, питание от прикуривателя подключено, и спутники видны, и маршруты не ахти какие сложные, и не отклоняюсь я от них сильно… Всё равно, навигатор «вырубается».

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Надо понимать, что у подопытного «Пауэрмена» проблемы с железом. И с ПО. Причём серьезные. Уже потом, в офисе, я вспомнил и о тормозящем видео. В ходе очередной попытки его воспроизвести, я получил ошибку приложения, сообщение о которой на сей раз запечатлел во всей его красе.

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

В общем, все позитивные впечатления от функций, реализации Bluetooth и работы как hands-free, приятного дизайна устройства, оригинального интерфейса, отличной навигационной системы iGO напрочь обесцениваются просто отвратительной работой железа. Да, кстати, нельзя не поведать, какое сообщение навигатор выдаёт о малом заряде аккумулятора. Выглядит это сообщение так: «Недостаточ…». Да, буквально так. Это слово многое объясняет. И поэтому вывод о навигаторе Powerman PM-N430BT можно сделать только один — «недостаточ…». Слово это произвело на нашу редакцию такое сильное впечатление, что стало культовым.

Powerman PM-N430BT – навигация
Powerman PM-N430BT – навигация

Powerman PM-N430GPRS - упаковка и внешний вид, мультимедиа, GSM и GPRS

Powerman PM-N430GPRS: упаковка и внешний вид

Разочаровавшись в первом устройстве, рассматривал второе — Powerman PM-N430GPRS — я уже скептически. Но это устройство не подвело — и, хоть поначалу и казалось, что оно тоже глючное, — своё оно отработало нормально.

Powerman PM-N430GPRS – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упаковка и внешний вид

PM-N430GPRS — в корпусе черного цвета, прямоугольном со скруглёнными углами. Дизайн устройства лаконичен и строг, что его чёрным цветом только подчёркивается. Коробка, содержащая навигатор в комплекте — практически такая же, как у модели PM-N430BT, различие только в надписях. Комплект также лаконичен и построен по принципу «всё необходимое и ничего лишнего». Здесь мы имеем: навигатор, USB-кабель, зарядное устройство от сети 220 В, адаптер питания от прикуривателя, держатель, кронштейн с присоской, гарантийный талон, инструкцию и лицензионную карту City Guide. В слоте на грани навигатора содержится карта формата microSD.

Powerman PM-N430GPRS – упаковка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упаковка и внешний вид

Powerman PM-N430GPRS – комплект
Powerman PM-N430GPRS – комплект

На верхней грани нашего подопытного — одна кнопка включения, на левой грани — разъёмы mini-USB и миниджек для наушников, а вот на правой грани — два слота за резиновыми заглушками.

Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид

Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид

Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид

Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид

Открыть заглушки оказывается делом крайне нелёгким и даже пагубным для ногтей — настолько плотно они закрывают слоты для карты памяти microSD (в комплекте карта объёмом 1 ГБ) и SIM-карты. Отколупать заглушки сложно, но, с другой стороны, защищают карточки они весьма надёжно. SIM-карты в комплекте не поставляется, что и понятно, посему приходится использовать свою. Для чего нужна SIM-карта в устройстве с GPRS-модулем — думаю, пояснять не надо.

Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид

Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид
Powerman PM-N430GPRS – упкаовка и внешний вид

Powerman PM-N430GPRS: интерфейс и мультимедиа

Но вот, пройдя подготовительный этап (зарядив навигатор от сети и вставив SIM-карту), включаем устройство. Поначалу оно оправдывает мой скептицизм: тормозит, не реагирует на касания экрана и т.п. Но вскоре выясняется, что дело тут в моих личных психологических проблемах — у коллег навигатор работает нормально, и, уже перейдя обратно в мои руки, начинает проявлять себя в лучшем виде и у меня.

Работает навигатор под управлением Windows CE Core 5. Из этого следуют его мультимедийные возможности. Отмечу, что вид интерфейса устройства довольно строг — но зато всё понятно, и никаких двусмысленностей и путаницы нет. Встроенный плеер может проигрывать аудио и видео — и делает это сразу и хорошо, без подтормаживаний и задумчивости. Вот тут-то меня немного отпустило, и я стал с энтузиазмом изучать устройство дальше. Воспроизведение фото и текста тоже не вызвало у навигатора проблем, а у меня — нареканий.

Powerman PM-N430GPRS – мультимедиа
Powerman PM-N430GPRS – мультимедиа

Powerman PM-N430GPRS – мультимедиа
Powerman PM-N430GPRS – мультимедиа

Powerman PM-N430GPRS: GSM и GPRS, подключение к ПК

Далее следовало самое интересное — проверка работы GPRS. Благодаря GPRS-модулю — вернее, надо брать шире: поддержке навигатором работы с сотовыми сетями GSM — с навигатора можно отправлять SMS и получать их на него; можно также составить список контактов. Для этого надо не забыть заглянуть в настройки сети и включить GSM. Можно настроить автоматическое подключение к оператору. В этом случае устройство после включения какое-то время ищет и ловит сеть. Делается это, в общем-то, незаметно для пользователя, а занимает — пару-тройку минут. Отмечу, что сразу после включения в верхней строке в главном меню навигатора появляется надпись Unregister. Это означает, что пока GPRS-модуль не установил связь с сетью; как только он это сделал, там появляется название оператора, в моём случае — MTS.

Powerman PM-N430GPRS – интерфейс
Powerman PM-N430GPRS – интерфейс

Powerman PM-N430GPRS – настройки GPRS
Powerman PM-N430GPRS – настройки GPRS

Powerman PM-N430GPRS – SMS
Powerman PM-N430GPRS – SMS

Можно через GPRS выходить в интернет — для этого имеется встроенный браузер Internet Explorer. Скорость передачи данных по GPRS, как известно, оставляет желать, поэтому загрузить наш любимый сайт cyberstyle.ru быстро мне не удалось, пришлось для проверки возможностей просмотра страниц довольствоваться «лёгким» сайтом ya.ru. В общем, браузер работает, выход в сеть есть, единственно что — для загрузки страниц навигатору требуется время, а со стороны пользователя — терпение.

Powerman PM-N430GPRS – выход в интернет
Powerman PM-N430GPRS – выход в интернет

Подключение к ПК может осуществляться в режиме съёмного диска или в режиме синхронизации с Microsoft Active Sync.

Powerman PM-N430GPRS – информация, синхронизация с ПК
Powerman PM-N430GPRS – информация, синхронизация с ПК

Powerman PM-N430GPRS - настройки навигационной системы CityGuide, навигация, пробки. Итоги

Powerman PM-N430GPRS: навигационная программа CityGuide и её настройки

Однако пора и приступить к основному делу. Запускаем программу навигации CityGuide. Поначалу она кажется сложной и не совсем понятной. Но вскоре — правда вскоре, мне хватило минут 10 — понимаешь, что программа логична и довольно проста для понимания, а в использовании удобна. Несколько напоминает она решение Navitel, но, в общем-то, оригинальна. 

Powerman PM-N430GPRS – навигационная программа CityGuide и её настройки
Powerman PM-N430GPRS – навигационная программа CityGuide и её настройки

В ходе движения по маршруту на экране есть информация о текущей скорости, о длине маршрута, расчётное время движения, масштаб карты; указания движения и манёвров дублируется крупным значком в углу экрана, тут же указывается и расстояние до манёвра, а на строке вверху экрана показывается название улицы, по которой предстоит ехать, совершив маневр (ну, то есть, вас информируют, на какую именно улицу вам поворачивать).

К голосовым подсказкам никаких нареканий нет — всё чётко, подробно и ясно. Имеется предварительное описание манёвров, равно как и своевременные предупреждения о них.

В общем, навигатор Powerman PM-N430GPRS произвёл на меня такое же приятное впечатление, как Powerman PM-N430BT — разочаровал.

Итоги

В итоге я готов поставить модели PM-N430GPRS пятёрку с минусом («шероховатости» всё-таки есть, устройство не идеально, да и цена в 12 тыс. с лишним рублей — это немало), а о Powerman PM-N430BT могу сказать только одно, повторяясь — «недостаточ…» (а стоит эта модель, около 8.5 тыс. рублей, кстати). Я не знаю, все ли навигаторы модели Powerman PM-N430BT работают так, как у меня, может быть, мне «повезло» и достался такой экземпляр — но я описал все так, как было.

Powerman PM-N430BT

Плюсы:

  • Bluetooth, работа в качестве hands-free
  • Приятный внешний вид
  • Оригинальный интерфейс
  • Возможность установки 3-х навигационных систем
  • Отличная навигационная система iGO 2006 Plus, подробные карты, адекватные маршруты и подсказки

Минусы:

  • Довольно быстрый разряд аккумулятора
  • Внезапные отключения устройства вследствие аппаратных и программных ошибок
  • Торможение при воспроизведении видео

Powerman PM-N430GPRS

Плюсы:

  • GPRS-модуль, поддержка работы в сетях GSM и передачи данных по GPRS
  • Получение информации о пробках в реальном времени
  • Логичная и точная навигационная система, точность прокладки маршрутов с учетом дорожной обстановки, подробные карты 

Минусы:

  • Слишком тугие заглушки слотов для карты памяти и SIM-карты
  • Не очень удобные для глаз карты
  • Цена (могла быть чуть пониже)

© Cyberstyle.ru 2008