19/05/2012 15:13 | Антон Чивчалов

Не обманывайтесь, Facebook стоит не больше $6 млрд

Темы: Facebook, ,

Сегодня, в день размещения акций Facebook, я снова решил немного поучаствовать в дебатах на тему «а стоит ли овчинка выделки?». По моим расчётам, настоящая цена Facebook всего $5,6 млрд (а не свыше $100 млрд, как при IPO — CyberStyle). Вот как я прихожу к этой цифре.

Во-первых, я пытаюсь определить, сколько стоит предоставление основной услуги Facebook (т.е. той услуги, которую компания оказывает пользователям, а не рекламодателям). По моим оценкам, это около $300 млн. Сюда входят серверы и их обслуживание. Я знаю, что в самой Facebook называют гораздо большую цифру, но они специально включают в неё расходы на поддержание той бизнес-модели, которую им нужно оценить в $100 млрд, то есть это не расходы непосредственно на оказание услуги конечному потребителю.

Затем прибавляем хорошую маржу прибыли, скажем, 25%. Получаем выручку в $375 млн. Затем умножаем её на 15 и получаем $5,6 млрд.

Да, Facebook выручает гораздо больше, чем $375 млн, по моей версии. Значит, я ошибаюсь, так? Но давайте вспомним азы экономики. На конкурентных рынках в долгосрочной перспективе компании не могут зарабатывать с некой услуги существенно больше, чем себестоимость оказания этой услуги, потому что это создаёт окно для конкурента, который может предложить эту же услугу более дёшево. Единственный способ нарушить это правило — исказить конкурентную среду, в которой ты работаешь. Facebook сейчас работает как раз на таком искажённом рынке, потому что у него нет конкурента, а аналитики пока не придумали реалистичную модель для оценки фирмы вроде Facebook. Аналитики опираются на старую модель медиаплатформы, забывая, что Facebook не медиаплатформа, а его пользователи — не аудитория. На самом деле Facebook — это инфраструктура, причём такая, которая не может брать деньги за бóльшую часть своей инфраструктуры, потому что мы и так платим за её использование, только нашему интернет-провайдеру.

Что касается конкурентов, то они обязательно появятся. Их основным преимуществом станет то, что они пообещают не продавать данные пользователей. И они смогут исполнить это обещание, потому что им и не нужно будет продавать эти данные. Потому что им будет не нужна огромная выручка. Потому что им будет не нужна нереалистичная раздутая оценка на бирже.

Таким образом, если вы делаете ставку на Facebook по нынешней цене, вы по сути делаете ставку на то, что Facebook сможет поддерживать искажённое состояние рынка. В долгосрочной перспективе это абсурдно рискованная ставка.

Журналист Huffington Post, консультант по социальным медиа.