04/05/2012 15:52 | Антон Чивчалов

Apple = Sony

Темы: Apple, Sony,

После ухода Стива Джобса Apple ждёт упадок. Вот почему.

В 1947 году социолог Макс Вебер (Max Weber) создал типологию организаций в своей книге «Теория социальной и экономической организации». Он описал три категории организаций: 1) юридическо-бюрократические (IBM, правительство США); 2) традиционные (католическая церковь); 3) харизматические (управляются необычными людьми, волшебниками).

Харизматические организации возглавляют люди с «даром благодати» (буквальное значение греческого слова «харизма»). «Он отличается от обычных людей, к нему относятся как к сверхъестественному, сверхчеловеку, или как минимум к обладателю исключительных способностей или качеств». Его последователи и ученики верят ему абсолютно, считая, что он владеет почти что волшебными силами. «Харизматическая власть оправдывает прошлое, и в этом смысле оно является особенно революционной силой».

Знакомо, правда? Адам Лашински (Adam Lashinsky) пишет в своей книге Inside Apple: «Джобс принимал все решения… Он был окончательным арбитром в вопросах вкуса». Лашински согласен с тем, что Apple — предпринимательская компания, но оговаривается: «Её сотрудники обычно не предприниматели — и их не поощряют ими быть». Другими словами, в компании только один харизматический предприниматель — в центре (обратите внимание на организационную схему из журнала Fortune). Последователи лидера объединены с ним через «эмоциональную форму общинных отношений», по терминологии Вебера.

В харизматических организациях одной из главных проблем является преемственность. В бюрократических организациях новые лидеры приходят посредством прописанных процедур, в традиционных организациях — с помощью устоявшихся ритуалов (дым над Сикстинской капеллой). В харизматических организациях на смену лидеру-волшебнику должен приходить другой лидер-волшебник — этого требует эмоциональная связь с сотрудниками и (в случае Apple) потребителями. Да, Apple выбрала на смену Джобсу опытного и проверенного человека. Однако его юридическо-бюрократический подход к делу не подходит к организации, которая построена на даре благодати. Но как же Университет Apple, с помощью которого Джобс пытался подготовить компанию к своему уходу? Снова цитируем Вебера: «Харизма может только пробудиться и пройти проверку, ей нельзя научиться или преподать другим».

Мне кажется, на роль гендиректора больше всего подходят Джон Айв и Скот Форсталл, хотя я и не знаю этих топ-менеджеров Apple. По крайней мере, у них есть некая харизма и чувство вкуса, необходимые для управления компанией.

Стив Джобс унёс с собой три вещи: 1) централизованное харизматическое лидерство, которое связывало компанию воедино и обеспечивало высочайшую работоспособность других сотрудников; 2) готовность идти на риск; 3) беспрецедентную способность к предвидению и дизайну. Имеющейся инерции Apple хватит на 24–48 месяцев. Если не придёт новый харизматический лидер, компания из великой превратится просто в хорошую, с соответствующим спадом в выручке и инновациях. Подобно Sony (после Мориты), Polaroid (после Ленда), Apple 1985 года (после Джобса) и Disney (в 20-х годах после Уолта Диснея), Apple ждёт стагнация и упадок.

Автор: Джордж Колони (George Colony)
Перевод: Антон Чивчалов