28/06/2006 08:00 | Сергей Хлюпин

Настоящий тест выявил: сабвуфер Pioneer SW250-S (W) совсем непрост

Теги: Pioneer, , , LFE, Heco

Я живу с данной моделью несколько недель – и за это время проникся всеми ее тонкостями, спецификой в системе. Когда-то прежде этот феномен называли “системным подходом”. Снова и снова оказывается, что техданные и цена на изделие очень мало что объясняют в его конкретном поведении. По этой причине сабвуферы трудно выбирать заочно, а полагаться на мнения в форумах или на теорию – и того рискованнее. Ведь мы не знаем, кто именно, зачем и под воздействием каких факторов выложил свое мнение в форумы, верно? Теория хороша до тех пор, пока вы восхищаетесь ее фундированностью и стройной логикой “на расстоянии”. В этом смысле очень неплоха теория МТУСИ или американских онлайн-журналов, где “управление басом” в домашнем театре проиллюстрировано графикой. Допуская же теорию “к сердцу” и доверяя ей свой кошелек (время, настроение и, соответственно, психическое состояние), вы непременно требуете (от тех же американцев) неких надежных гарантий в их состоятельности, не так ли? И вы правы. Поскольку (как показал мой опыт с разными сабвуферами в пределах типовой 20-метровой комнаты “трешки”) здесь начинаются расхождения, а ухо слышит не то, что утверждает теория.

Pioneer SW250-S (W)

Зачем

По этой причине я решил нарушить практику журналов и сначала дать тест, а потом (через недельку, на “подготовленную почку”) – теорию. В моей комнате по длинной стене стоит 3-метровая стенка из ДСП, на полу – некий ковер (не бог весть что), диван в одном торце, фронтальные напольные колонки театра – в другом. Тривиальная диспозиция оказалась непростой для сабвуфера Heco-25, начальной модели по каталогу, снабженной автоматическим отключением при малом уровне сигнала, а из ручек – только громкостью. Первое оказалось плохо, так как “тихие” экскурсы пальцев на басовых струнах расценивались как недостаточный сигнал и зачастую игнорировались сабом. Второе, как ни странно – хорошо, так как чем больше (ненужных!) потенциометров и контуров типа выбора и конфигурации фильтра или фазы – тем ощутимее потери сигнала и тише отдача в целом. Для баса сие оказывается более драматичным, чем для темброблока в усилителе или ресивере. Если вы столкнулись с “тихим” сабвуфером, то вынуждены компенсировать уровень на ресивере, что опрокидывает общий тонкий баланс между настройкой каналов. Следует помнить, что, имея дело с сабвуфером каналом, вы имеете дело не просто с отрезком частотного спектра, а с еще одним каналом.

Хорошо. Можно сказать - неплохо

Вопреки теории, ничего плохого не скажешь о материале диффузора – полипропилен на моем “Хеко” кое в чем “обыграл” бумажные динамики других моделей. Наконец, теория никак не разделяет сабвуферы, снабженные многоканальным усилителем мощности (то есть с выведенными клеммами для 5 динамиков вашего театра), и сабы, куда можно подключить лишь пару колонок (то есть – сателлиты). Между тем, от первого типа надо решительно отказаться на этапе выбора саба, так как его избыточная электроника будет “путать” вам всю картину. После долгих мытарств я нашел место для саба “Хеко”, когда его бас обогащал общий звук независимо от режима, носителя, формата и прочего. Уровень канала баса на ресивере при этом был выставлен на – 5 дБ (отсчитывая от 0 дБ по уровню фронтов), баланс по LFE-эффектам саундтреков – на той же отметке, а фильтр – несколько выше нормы, на 150 Гц. Эти соотношения давали грубоватый консервативный большой по образности звук из фронтов, поскольку “уточняющая” нижняя информация отсеивалась довольно рано. Вместе с тем, я нашел неприемлемым отсеивание ее путем определения “маленького” размера колонок (даже действительно маленьких колонок!). В этом случае саб наполнял комнату неприятно густым и назойливым звуком либо “исчезал” совсем. У меня все колонки опознавались как Large, все эффекты и компенсации расстояний по каналам отключены, никаких DSP-эффектов.

Стало – вообще без вопросов

Что сделал с этой картиной Pioneer-250? Я ожидал “революции” за втрое более высокую цену. Я втайне желал получить неслышное сотрясание воздуха, которое испытал в самодельной системе одного аудиофила (у него автомобильный НЧ-динамик был “продет” в межкомнатную дверь – находка!). Для этого “Пионер” располагал двума (!) 30-см динамиками, один из которых работал в пассивном резонансе с другим (то есть, не был подключен к схеме) и по идее должен был создавать псевдо-стерео-эффект. Наконец, меня воодушевило присутствие двух (!) линейных гнезд на этом сабе, что логично соответствует левому и правому каналам, не так ли? Остатки моего скептицизма рассеяло наличие не просто встроенного мощного 200-ваттного усилителя, а усилителя в классе Д (то есть, точно, как у “Танноев” ценой по 1000). Ничего подобного не произошло. Практически в любом размещении (близко или далеко от стены, вдоль или поперек) новый саб давал прежний “хековский” характер звука – по крайней мере, тембрально. Тем не менее, теория (по которой у меня в комнате нельзя реализовать ничего ниже 100 Гц) не подтвердилась практикой. Если верить ручке выбора среза фильтра, то громче всего играли 70 Гц, но приятнее всего на слух оказался режим отключения собственного фильтра саба (что и требовалось доказать!), то есть пропускание сигнала с ресивера по срезу на 150 Гц. Согласно теории, между новым и старым сабом не должно наблюдаться иной разницы – но она наблюдалась в нюансах и общем характере звука.

На фильме-концерте The Who / Kids Are Alright (SonyBMG) техника Джона Энтуисла впервые прозвучала от самых нижних ладов и нот до высших. Пожалуй, Джон был первым рок-гитаристом, освоившим флэп. Песни, казалось бы давно известные, наполнились новым драйвом – стало ясно, почему и чем именно эта группа обозначилась в истории и хит-парадах. Это группа индивидуалов, практически – супер-группа виртуозов. Все это и многое другое прояснило всего лишь подключение одного сабвуфера вместо другого, практически при неизменных настройках ресивера. Новый сабвуфер не только заполнил ниши, неведомые “Хеко”. Он дал (все-таки!) стелящийся и желанный прозрачно-гудящий бас определенных струн бас-гитары и “бочки” барабанщика. Для этого мне пришлось увеличить расстояние между ним и собой, отодвинув саб от дивана. Ни о какой разборчивости с Heco-25 нельзя было даже думать. Он был красив и выразителен – и мне казалось, что лучше быть не может. Надо отдать должное Heco: в сопоставлении с очень многими, принесенными на тест, он побеждал без вопросов. Тем удивительнее прорыв “Пионера” в помещении, которое служило “ограничивающим фактором”.

Кто ищет – находит

Еще одно нелишнее наблюдение. На моем ресивере (и на некоторых других) на саб выведено 2 гнезда, и по всей видимости, второе – вовсе не для стерео, а для обратной электрической связи с сабом. Фактически, это и не выход, а вход, хотя на той же панели есть полноправный 6-канальный вход, включающий Sub In. Подключение этого гнезда к Output на сабе Pioneer дало интересный результат. С одной стороны, в основные колонки добавились призвуки, грязь. С другой – добавилась необходимая и разборчивая басовая составляющая. В комплекте к сабу дается лишь одножильный провод, что значит: изготовитель не рекомендует подключение “два в два”. Но однажды попробовав его, понимаешь, насколько ты опередил типичного “юзера”, который беспрекословно следует инструкции. Что до призвуков, то я намерен ликвидировать их, заземлив саб на ресивер (для этого все тоже приложено). 200-ваттная паспортная мощность не проявила себя ничем особенным, разве что – в более разборчивых тихих нотах, то есть в динамике звука. Усилитель класса Д – еще одна неразгаданная загадка, так как его выдавало только щелканье защитного реле. У сабвуфера есть грандиозные подлинные достоинства: материал (или просто отделка?) красного дерева “венке” на модели W, устойчивая комбинация шипов-опор и резиновых присосок ну и размеры динамиков. Бумажных, кстати…

Вместо раздела о недостатках…

Есть и специфика. Неоптимальные фазовые подключения компонентов системы могут породить нереалистичный звук с неправильной образностью. Правильными следует считать образы, которые словно “вытянуты” поперек, а не вдоль звуковой сцены. Их фокусировка в пространстве не “точечная”, а скорее “пятнистая”. При удачном соотношении, бас саба сливается с излучениями всех колонок и дает уверенный тыловой план с увесистыми партиями. Самой любопытной технической спецификацией этого сабвуфера является его вес. Он указан как 30 кг, но бояться этой цифры не стоит.

Комментарии: