02/02/2007 08:00 | Сергей Хлюпин

Многоканальная колонка Polk Audio Surround Bar: ваш последний и решительный звук

В недавнем тесте очередного комплекта многоканальной акустики я дошел до того, что составил все 5 колонок в ряд вдоль одной стены. Чтобы меньше беспокоить соседей за другими стенами. Я не знал, что это уже проделано многоопытной американской фирмой Polk Audio. Ее Surround Bar эргономичнее, эффектнее, грамотнее и удобнее. Колонка попутно помогает обойти типичные проблемы, связанные с более консервативной акустикой.

 

Первая проблема – эргономичная. Surround Bar представляет собой подобие центрального спикера, который вытянут как бы больше обычного.  Габариты этого обтянутого материей акустического «полена» обусловлены строго размерами и числом динамиков. На метровом пространстве здесь вмонтировано 10 динамиков. Самые крупные из них – это семь среднечастотников, потом идут три твитера. «Полено» имеет овальную конфигурацию 108 см х 11 см х 130 см. Если речь идет о домашнем театре, то колонка кладется под видеопанелью или располагается над ней, либо крепится к стене.

Выигрыш в эргономике против остальных типов колонок (в том числе, против клонов-конкурентов этой модели) очевиден сразу. И чем меньше ваша комната – тем очевиднее выигрыш. Я вообще повесил Surround Bar над кроватью, как типа кондиционер. Вес подходящий: 11 кг. Понадобилось просверлить всего 2 дырки в стене. Можно было просто положить «полено» на книжную полку. Звук в 5-канальном объеме струился на меня примерно как свежий воздух. Очень здорово засыпать, если у кого бессонница. В другой установке я перенес «полено» в гостиную и повесил между потолком и окном, зашторив.

Эргономика всегда тесно увязана с качеством звука: вы имеете либо одно, либо другое. Данная акустика «качает» до 125 Вт при 8 Ом с высокой чувствительностью 89 дБ. Я не пожертвовал мощностью и разборчивостью звука по сравнению с «большой» комнатной акустикой. Эффект состоял в том, что «полено» в одиночку озвучивало всю комнату и позволило мне вынести вон мои большие напольные колонки. В комнате появилось ценное свободное место. Никакой иной тип акустики не выдержит такого разнообразия установок при стабильном качестве.

Сразу – о минусе. Это – крайние частоты спектра. На 100 Гц звуковое давление заметно спадает на 3 дБ по сравнению с 1 кГц. 100 Гц – это бас, его мне пришлось «достроить» активным сабвуфером. А было б здорово, если б не пришлось. «Достраивать» крайний верх 20 кГц  я не стал. Там информации проходит не так много. Если у кого есть такое желание, если вы «крутите» hi-res audio форматы или если хотите расширить систему до 7 каналов, то «полено» позволяет. Можно добавить на клеммы вашего ресивера еще пару колонок-сателлитов с супертвитером вместо твитера. Мне было проще – я попросил у дистрибьютора сателлиты этой же марки, модель RM. 

Проблема или капкан 3: соблазнительная дешевизна no name брендов за «похожий» продукт. Действительно, любая фирма или сам пользователь могут уложить несколько динамиков в один ряд – но это еще не гарантирует качественного (убедительного объемного когерентного) звука. Polk Audio же давно занимается 3D-звуком. Данная организация динамиков лишь кажется примитивной. На деле она запатентована как Stereo Dimensional Array (SDA). Здесь в каждом канале наряду с «основным» СЧ-динамиком работает еще один, включенный в противофазе к другому каналу. Это необходимо для того, чтобы «уничтожить» информацию, которая неизбежно проникает из канала в канал на стадии усиления. Результат: невероятно четкое стереоразделение. Точная спецификация не указывается, но никак не меньше 100 дБ по стандарту записи на DVD. Применительно к домашнему театру вы получаете исключительно точную проекцию излучения от каждого динамика, включая тыловики. Эффект окружения здесь – более выраженный, чем на «обычном» 5.1 комплекте. Ведь там партия тыла может быть ошибочно «разложена» на центр, фронт и даже сабвуфер.

Проблема 4 – помещение, влияние волн, отраженных от стен и предметов. Эта проблема широко и плодотворно обсуждается. Заслуженные фирмы наработали свои сложные контрмеры. У Polk Audio это – специальные встроенные фильтры в колонке. Как утверждает фирма, фильтры подстраивают тон и фазу излучения динамиков даже под… положение головы слушателя. Сие кажется невероятным, поскольку фильтру не дано знать число слушателей в комнате. Разработчик не спешит делиться со скептиками механизмом этой функции: Head Related Transfer Function. Осмотр «начинки» колонки тоже мало что сообщает. По всей видимости, это алгоритм, который работает на «отклике» посланного звукового сигнала – примерно, как калибровочный микрофон в новых ресиверах. Здесь лично у меня есть резонные сомнения. Я недолюбливаю именно автокалибровку каналов в ресиверах, поскольку она неправомерно варьирует громкость каналов. Такая калибровка будет справедлива только относительно крошечного и неподвижного калибровочного микрофончика. В аннотации на Surround Bar фирма уверяет, что ее алгоритм иной, что он учитывает «человеческий» размер слушателя… Ну-ну. Любопытно, однако, было отнести «полено» на некий склад или, скажем, в концертный зал Олимпийский и поглядеть на поведение алгоритма. Этого я не сделал.

Проблема 5, заключительная: адекватная балансировка каналов. Поделюсь печальным опытом.  В целях консервативного озвучивания цифровых источников у меня на театр подключено 3 пары больших напольных колонок, в том числе 5-полосные (!). Я вовсе не получил божественного звука. Можно винить фазовые расхождения (от 5 полос!), но меня бесит другое неразрешимое. На декодировании 5.1 мне требуется добавить центр и тыл. На стерео-музыке я предпочитаю Auto-Decoding, на котором каналы «подзвучки» подмешиваются во фронт. Здесь оказывается, что уровень тыла и центра избыточен и я  возвращаю их к минимуму. Эта возня не сулит ничего хорошего для пользователя. Хороша та конфигурация, чья настройка универсальна. Surround Bar дал мне именно такую настройку. Балансировка уровней здесь прошла проще и быстрее, чем с моей акустикой. Дискомфорта или «выпирания» каналов на разном материале я не встретил. К чести инженеров, они единственно верно организовали динамики разной тональности – низкочастотные по краям, высокочастотные ближе к центру. Излучение остается точным, «незамыленным» и достоверно складывается в единый цельный звуковой образ, сцену. На расстоянии слушателя от 50 см до 5 метров. Вовсе необязательно строго по центру. Вот что я называю акустикой.

Вместо резюме 

Я бы, наверное, рискнул «перевооружиться» в который раз и сменить свои 6 «резных шкафов» на единый излучатель такого типа как Surround Bar. Я бы потерял на продаже своих б/у колонок, но безусловно выиграл бы в целом. Surround Bar стоит под 1000 долларов. Я не сделаю этого только, чтобы дождаться модели с 30-см басовиком и ленточным твитером. Я готов платить за такое изощрение сторицей. Но большинство посетителей этого сайта даже не понимают, «о чем это я».

Cyberstyle.ru благодарит компанию "Инфорком" за предоставленую на тест акустическую систему Polk Audio Surround Bar

© В. Елбаев, 2007
©
Cyberstyle.ru, 2007

Комментарии: