24/12/2011 15:18 | Антон Чивчалов

Марк Андриссен: чего ждать от 2012 года (и далее)?

Темы: , ,

Сооснователь Netscape Communications и глава влиятельной в Кремниевой долине венчурной фирмы Andreessen Horowitz убеждён, что сегодня уже никакая отрасль экономики не свободна от влияния программного обеспечения. В своей статье для Wall Street Journal он выразился так: «Программное обеспечение съедает мир».

ПО уже проглотило музыку и издательское дело. Оно уже доедает Мэдисон-авеню. Прожевало розничные сети вроде Tower Records. И этот список можно продолжать и дальше.

Ни одна область не спасётся от вездесущего влияния ПО, и Марк Андриссен (Marc Andreessen) видит здесь большие возможности. Его оптимизму способствует распространение широкополосной связи, облачный компьютинг и, самое главное, смартфонная революция. В 1990-х годах интернет породил самые безумные прогнозы, но тогда они ещё не могли осуществиться. Сегодня — могут.

Мы встретились с Андриссеном, чтобы поговорить о развитии ПО в 2012 году и ИТ-рынке в целом.

Вопрос: — Давайте начнём со смартфонов.

Андриссен: — Я думаю, 2012 год станет годом, когда потребители во всём мире скажут нет простым телефонам и да — смартфонам. Простые телефоны исчезнут сначала в развитых странах, а в течение пяти лет — и в развивающихся.

— И это важно, потому что…?

— Это важно потому, что это ключевая технология, позволяющая ПО проглотить мир в широком плане. Потому что она в буквальном смысле вкладывает компьютер в руку каждого человека.

— А персональный компьютер это не может?

— У большинства людей в мире до сих пор нет персонального компьютера, зато в течение 3–5 лет у большинства людей будет смартфон… Если у тебя есть смартфон, то я могу создать бизнес в любой области или категории и обслуживать тебя как клиента, причём неважно, где в мире ты находишься физически. И число таких клиентов гигантское, буквально миллиарды людей.

— Это помогает в основном существующим игрокам или открывает возможности и для новых?

— И тех, и других. Если ты Amazon, Facebook или Google, или даже стартап, то если ты можешь потенциально выйти на 2 млрд владельцев смартфонов в развитых странах или 6 млрд через 3–5 лет во всём мире, то это огромный рынок.

Но это также создаёт почву для новых видов бизнеса. В 2011 году произошла одна важная вещь — рост вертикалей, и центром этой тенденции стала электронная коммерция. Мы увидели, как во всей категории э-коммерции произошёл рост вертикалей — «убийц категорий», которые ещё 5–10 лет назад не могли поддержать быстрорастущие компании, потому что рынки были недостаточно большие.

« Наступил первый месяц зимы, а значит, скоро все мы будем с нарастающим нетерепением ждать приближения новогодних праздников. И редакция CyberStyle.ru по сложившейся традиции знакомит вас с наиболее интересными, по мнению редакции, устройствами, которые могут быть прекрасными подарками вашим вторым половинам, родителям, детям, да и просто самим себе »

 

— Каких игроков э-коммерции вы имеете в виду?

— Мы только что профинансировали Fab, который растёт, как на дрожжах. Есть Airbnb [Andressen-Horowitz — инвестор]. Эта компания растёт вертикально. Здесь ПО съедает недвижимость и торговлю товарами для дома. Другая удивительная компания, в которую мы не инвестировали, называется Warby Parker, это э-тейлер солнцезащитных очков. Здесь мы видим, как ПО съедает Lens Crafters.

Мы видим это снова и снова в самых разных вертикалях, а всё потому, что всё больше людей А) имеют ПК, Б) выходят в интернет, а сейчас ещё и В) имеют смартфоны. Я ожидаю, что вертикальная специализация будет продолжаться и в 2012 и 2013 годах. Во всех видах вертикалей и категорий появятся мощнейшие программные компании в стиле Кремниевой долины, которые были бы нежизнеспособны ещё 3–5 лет назад.

— Речь только об э-коммерции?

— Э-коммерция была центром вертикальной персонализации в 2011 году, а в 2012 году большое вертикальное расширение распространится и на другие категории. Это может быть контент. Могут быть новые виды поставщиков услуг.

— Некоторые мы уже видели.

— Один из моих любимых проектов, в которых мы не участвуем, — это Uber. Это ПО, которое съедает такси. Это почти полностью смартфонное приложение, позволяющее вызывать машины… Это просто убойная концепция. Прямо на телефоне смотришь на карте, как к тебе едет вызванная машина.

Это что касается смартфонов, но есть множество других подобных вещей. Есть сервисы задач типа Zaarly и Taskrabbit, предоставляющие что-то вроде распределённой мобильной рабочей силы по требованию, и через смартфон.

Это то, как разные аспекты экономики разрезаются на вертикали и категории и делаются доступными через смартфоны, подсоединённые к этим мощным сетям с облачной поддержкой как бэк-энд. Мы видим, как целый класс компаний делает это снова и снова.

— Кто должен бояться 2012 года?

— Я думаю, что в 2012 году серьёзное давление начнут ощущать ритейлеры, розничные магазины. И я это говорю не потому, что не люблю розничные магазины. Я любил ходить в Borders. Там была отличная потребительская модель. Я был большим поклонником Tower Records.

Но чем более жизнеспособной становится э-коммерция, чем больше убийц категорий появляется в области сверхвертикалей, тем больше экономическое давление. Если я владею площадью в супермаркете, розничной сетью в городах или сетью вроде сетей электроники, то у меня серьёзные причины для беспокойства. На мой взгляд, самое большое давление пойдёт на электронику и одежду. Под давление попадут товары для дома. Обоснование модели розничного магазина будет всё сложнее и сложнее.

У этой модели есть фундаментальная проблема — любой магазин должен иметь запас товара, поэтому магазин является одновременно и складом. Экономическое бремя огромных складов в каждом магазине — это то, что убило Borders.

Розница работает с очень малой маржой прибыли. Если э-коммерция отрезает от категории 5, 10 или 15 процентов, то ритейлерам уже сложно выжить в этой категории. Поэтому я думаю, что в 2012 году произойдёт серьёзная встряска.

— Это сулит что-то хорошее нынешним игрокам э-коммерции?

— Конечно, у Amazon дела будут идти очень хорошо, и вообще все с опором на э-коммерцию будут преуспевать. Однако новые компании в э-коммерческих вертикалях разрабатывают принципиально другое взаимодействие с потребителем — не просто шоппинг, но шоппинг как развлечение.

У Fab есть более интересные продукты и мерчандайзинг, и он представляет их более интересным способом с более глубокой социальной интеграцией. В Fab порядка 25% покупок в «чёрную пятницу» были результатом ссылок с Facebook. Это совершенно весёлый элемент шоппинга, совершенно развлекательный элемент, совершенно изумительный элемент, в котором э-тейлеры первого поколения не преуспели.

— Как Amazon?

— Я часто говорю, что э-тейлеры первого поколения были для ботаников. Для меня Amazon — и мне это нравится — это как самый большой складской супермаркет всех времён. Это просто удивительно, как можно бродить по разделам, это ощущение какой-то невероятной экскурсии, и если долго искать, то можно найти что угодно.

Но э-тейлеры нового поколения гораздо ближе к обычным людям — людям, которые любят ходить в супермаркеты, веселиться с друзьями, примерять одежду, сравнивать одежду, идти домой и хвастаться, что купили на распродаже, и т.д. Есть много новых стартапов, которые не просто очень жизнеспособные, но также очень быстро растут, потому что полностью по-другому работают с клиентом.

— А какие есть возможности у стартапов?

— У них есть очень большие возможности в плане программной поддержки, чтобы лучше адаптироваться в этом новом мире.

Например, в eBay [Андриссен — в совете директоров] мы купили компанию под названием Milo, у которой есть конкурент Shopkick. Эти ребята показывают наличные складские запасы в магазинах и делают их доступными через э-коммерцию. ПО такого типа будет очень полезно розничным сетям, которые хотят конкурировать в онлайне, поскольку позволяет высвободить наличные запасы в магазинах.

Другая категория представлена проектами типа Groupon и Foursquare [Andreessen-Horowitz — инвестор] и целым новым поколением платформ местной э-коммерции, выводящей в онлайн гигантское количество фирм во всём мире, которые вообще не представлены в интернете. Будь то ресторан, парикмахерская, детский сад, центр йоги, уход за газонами и т.д., и т.п. — все эти фирмы до сих пор не имеют представления в интернете, спустя 15 лет его развития.

Реклама в Google им не помогает, потому что им не нужны посетители на сайт, их бизнес основан не на этом. Поэтому появится целый класс новых компаний вроде Groupon и Forsquare, которые выведут в онлайн местные фирмы, пока отсутствующие там.

— У Groupon отлично получилось вывести в онлайн местные бизнесы.

— Я всегда считал, что критика в адрес Groupon необоснованна. Многие недооценивают то, что сделала Groupon — создала способ для малых бизнесов, отсутствующих в онлайне, чтобы вкладывать в онлайн деньги и просто-напросто вызывать к себе потребителей по требованию. Это очень серьёзная вещь.

Я считаю, что Foursquare — это революция взаимодействия внутри города, в части связи разных фирм вокруг тебя с помощью информации, а также, в большей степени, купонов и спецпредложений. Опять-таки это прямая покупка клиента. Таких вещей будет всё больше и больше, и в 2012 году мы увидим целый фонтан новых идей в этой сфере.

— И всё это замыкается на смартфонах.

— Foursquare до смартфонов был невозможен. Просто не было способа реализации. Потом, тут есть и другой момент. Сейчас есть пользовательское приложение для Foursquare, а скоро будет и бизнес-приложение для подобных вещей.

Местные продавцы, как и местные владельцы ресторанов, получат смартфонное приложение, с помощью которого смогут вызывать себе клиентов по требованию. Groupon, Foursquare или кто-то ещё, неважно — это смогут делать все компании такого типа. Многие владельцы малого бизнеса начнут управлять бизнесом со смартфона.

Автор: Пол Слоун (Paul Sloan)
Перевод: Антон Чивчалов