Сенсорный адъ

Темы: , sensor, touch, multitouch, UI, User Interface, cyberblog, , , , ,

Работу над UI (user interface — пользовательский интерфейс) с переменным успехом и взаимодействуя ведут все мировые производители электроники. Интерфейсы бывают самые разные, часто их проекты доходят до абсурда. Всё это пора обсудить, а заодно сформулировать обращение к корпорациям, к их «несущим винтикам» — инженерам и дизайнерам, которых иногда хочется носить на руках, а иногда — вывинчивать из их профессии к чёртовой матери. 

Предупреждаю — буду брюзжать. Тем более, эта статья про то, что и так все знают и о чём миллион раз говорили. Просто хочется напомнить определённым людям от промышленности о степени целесообразности их изысканий. 

Аскет

Когда несколько лет назад я приобрёл свой первый iPod для знакомства с экосистемой (я уже тогда знал, что мне предстоит получить заряд эмоций от личных отношений любовного треугольника iTunes-моя медиатека, по уровню своей организации похожая на мастерскую гения (то есть, никакой организации)-собственно плеер. Для этого евгенического скрещивания был взят iPod shuffle — ничего дешевле для стимуляции работы с iTunes у «Яблока» просто нет. Но главным критерием при выборе shuffle было то, что он, при своих скромнейших размерах, обладал важным достоинством — самым удобным блоком аппаратных клавиш управления воспроизведением музыки из всех, какие я встречал в любых мобильных гаджетах. Это было круто: на плеер не нужно смотреть, его не нужно доставать из кармана, ход клавиш шикарный, щелчки чёткие, но тихие, блокировка управления, фактически, не нужна. Но iTunes сделал своё дело. Через некоторое время shuffle был продан и продолжает с честью служить другому хозяину вот уже четвёртый или пятый год, а я надолго зарёкся работать с фирменным программным плеером Apple. 

С тех пор компания экспериментировала с голосовым, разными реализациями аппаратного управления, однако главной «фишкой» её продуктов стал мультисенсор, надолго определивший путь развития рынка. Естественно, не только в Apple родились такие идеи, но я не могу не воздать должное купертинскому маркетинговому труду. 

Буйное помешательство

« Смартфон всегда считался таким телефоном, на котором помимо звонков можно сделать и что-то ещё, например написать заметку. Именно это было его первоначальной концепцией, это отражено и в его названии (smart — умный, phone — телефон). Однако за последние годы в этой концепции произошли серьёзные сдвиги: нетелефонные задачи сначала догнали, а затем и обогнали по времени использования телефонные. В слове «смартфон» акцент перешёл со второго слога на первый: теперь это не умный телефон, а, если позволите, телефонный умник »

Тут же, вслед за Apple, на сенсорах разного рода и вида помешались чуть более чем все производители электроники в мире, выпуская ежегодно (извините за обилие мемов) over 9000 совершенно неадекватных устройств с плохо отзывающимися на прикосновения сенсорными кнопками и дисплеями (здесь мне сразу вспомнились эксперименты Samsung со своими телефонами-слайдерами, вроде имиджевого U900, и LG с BL20). Причём, казалось бы, провели вакцинацию от оспы и всё — ну протестируйте вы свои «творения», поймите, как их можно делать хорошо, и делайте. Но нет. Мало того, что сенсор в кнопках сам по себе неудобен, хотя в смартфоне и применим в силу разнообразности его функционала и частой необходимости работать с данными на дисплее, держа его не где-нибудь, а перед собой, так его пытаются запихнуть в гаджеты, в которых кнопки являются единственным органом управления, а приличного дисплея, да ещё и чувствительного к прикосновениям, нет вовсе — навигаторы, плееры и так далее, то есть портативная техника, обращаться к управлению которой приходится часто. Чаще, чем к сенсору варочной панели на кухне или светящимся кнопкам на корпусе телевизора при наличии пульта дистанционного управления. 

В своё время за отсутствие нескольких вынесенных кнопок управления хаяли и Айфон с его единственной Home (не сенсорной, прошу заметить, и очень удобной), но сейчас пальму первенства в отказе от старого доброго Хода Клавиш вместе держат Nokia с N9 и Google-Samsung с Galaxy Nexus. И они молодцы, ведь именно их инженеры строят будущее пользовательских интерфейсов, всегда находясь на передовой. А ещё они молодцы потому, что не делают ничего, кроме смартфонов/телефонов (и немассовых экспериментов). С натяжкой молодец только Samsung, которая хоть и делает очевидный акцент на смартфонах, всё же умудряется создавать плееры с красивым, но неудобным сенсором в нижней ценовой категории — правда, это вопрос спорный, ведь у неё получается лучше, чем у остальных. 

Шаг вперёд, два назад

Тем неожиданнее оказался выпуск Nokia смартфона Lumia 710, ведь кроме того, что это один из двух первых финских устройств на Windows Phone, он ещё и оснащён тремя аппаратными кнопками, стандартными для этой ОС. Недостатки найти можно, но именно это я считаю едва ли не главным его достоинством. 

Чуть раньше на рынок подоспели мощные плееры с сенсорными экранами: топовые Sony Walkman A и Cowon Plenue. Они сохранили поразительную в наш век особенность — на каждом из них сбоку есть отлично распознаваемые тактильно кнопки перемотки, старта/паузы воспроизведения и регулировки громкости — это мой мультиформатный медиаидеал, не требующий «зажигать», разблокировать дисплей, чтобы переключить трек одним прикосновением пальца. Так почему же таких кнопок нет ни на одном музыкальном смартфоне? Логика Apple с Samsung понятна — у них битва «кирпичей». Но почему Nokia со своими XpressMusic не почесалась подумать об общении пользователя с закачанной в них музыкой, почему в HTC думают, что огромный смартфон с 4,7-дюймовым экраном можно назвать музыкальным только за то, что в комплекте его поставки есть ничем не примечательные, кроме бренда, наушники, когда тратить заряд аккумулятора на такой экран, когда устройство по самой своей сути заменяет плеер, просто глупо? 

Обращение

Уважаемые производители потребительской мобильной электроники. Внимательно тестируйте создаваемые вами устройства. Не полагайтесь на одни лишь безличные маркетинговые исследования — они, безусловно, важны, но уравнивание влечёт за собой недовольство. Это тоже стоит учитывать. Сохранять инновационный вектор, когда совершенно ясно, что массовый потребитель не любит перемен, трудно. Однако, используя революционный подход к изменению способов взаимодействия с электроникой, чтобы сразу «взорвать» публику по принципу «люди поймут» («пипл схавает»), не забывайте, что отказываться от проверенного опрометчиво. Это парадокс. 

Люди разные, люди самостоятельные, индивидуально обученные жизнью. Готовы ли производители поступиться частью пребыли от «массовых» устройств, чтобы создать удобный, для таких как я, гаджет? Способны ли? А ведь мы бы сказали спасибо во весь голос. Новаторство — это хорошо, но оно не должно быть сомнительным с точки зрения удобства, навязываться с экранов телевизоров и компьютеров и, конечно, не должно быть пустым мыльным пузырём. Оно должно приносить пользу, а не мешать. Но вы уже, наверное, делаете что-то очень красивое и удобное, так что, пожалуй, это мы, ваши довольные клиенты, не будем вам активно благодарящей и осуждающей помехой.