14/07/2012 15:25 | Антон Чивчалов

Помните, когда Google был поисковиком?

Темы: Google, ,

 

Google на своей конференции I/O представила совершенно дезориентирующий набор продуктов: Jelly Bean, Nexus 7, Nexus Q, Google Glass, новый Google Maps, Google Now и т.д. Это дезориентирует почти так же, как чтение целиком статьи в Википедии про Google или поиск в YouTube оригинального ролика, на который создано множество пародий.

Не вполне очевидно, когда именно Google перестала быть поисковой компанией. Когда она стала такой компанией, которая хочет засунуть палец в каждый горшок, чтобы защитить своё будущее. Может быть, с покупкой Google Earth? Возможно, но если рассматривать только защитные инициативы, то я считаю, что надо брать позже — с покупкой YouTube.

Как бы то ни было, после минувшей Google I/O всем окончательно стало ясно, что Google уже и аппаратная компания, и социальная компания, и мобильная компания. Это такая компания, которая обречена воевать со всеми прочими компаниями.

Об этом хорошо пишет Дэвид Поуг (David Pogue) в своём пространном, хотя и местами некорректном анализе на тему перспектив Google на рынке планшетов: «Телефон Nexus, планшет Nexus, кругляшка Nexus — о чём вообще думает Google? Если она хочет имитировать Apple, она должна уменьшать путаницу, а не увеличивать».

Некоторые расценивают как стратегическую эту продуктовую философию Google в стиле «разбрасывай и молись». «В целом Google утратила фокус потому, что ей пришлось это сделать, — пишет Джош Констайн (Josh Constine) в чате Branch. — Генезис социального и мобильного предполагает, что в интернете больше нельзя выиграть только с одним продуктом, даже поиском».

Ом Малик (Om Malik) защищает продуктовые амбиции Google в таком же ключе: «Проблема в том, что она (Google) никогда не говорит о контексте тех причин, по которым она занимается всеми этими экспериментами, так что люди не могут понять их долгосрочную роль. Лучший пример — Google Glass. Выглядит как игрушка, но ведь это будущее информационного поиска».

Но вот в чём дело: когда я невзначай спрашиваю у какого-нибудь видного гугловца, есть ли в компании какой-то высший план достижения «будущего информационного поиска», по словам Ома, один из них как-то мне ответил: «Да нет, никакого плана нет». Заметьте, это было уже после I/O.

У Google Glass отличный потенциал, но проблема в том, что Google остро недостаёт более масштабного видения. Хотя Ларри Пейдж как гендиректор пытается упрощать бизнес, стратегия «больше дров, меньше стрел» пока не работает. Как написал в Twitter интернет-комик Аарон Леви (Aaron Levie): «Google сфокусирована. На всём».

Я написала Леви, чтобы поговорить об этом твите, и он ответил: «Со всеми этими сервисами она (Google) пытается конкурировать почти что с каждым стартапом и крупной компанией на планете. Это крайне сложно, и это плохой рецепт, чтобы делать всё одинаково хорошо (посмотрите: Google Health, Wallet, Checkout, Latitude, Offers и т.д.)». Возникает подозрение, что Пейдж сидит за рулём без карты.

Наверное, фанаты Google (к которым в каком-то смысле отношусь и я) просто привыкают к любимым продуктам и прощают компании все остальные ошибки, которых немало. Мы привыкли верить, что у Google есть некое макровидение и рано или поздно всё встанет на свои места. Эта вера предполагает, что продукты типа Google Buzz или iGoogle — незначительные сопутствующие потери на пути к истинно провидческим продуктам типа Google Glass.

Но чтобы обрести это макровидение, необходимо покупать такие проекты, которые успешно защищаются от Apple, Facebook и самой Google, такие как YouTube, и подходить к ним с точки зрения поиска. Например, возьмём одну из самых популярных функций Google+ — Видеовстречи. Почему она популярна? Потому что задействует одну из сильных сторон Google — поиск. Следовательно, нужно сделать так, чтобы на YouTube было в тысячу раз проще искать видеоролики.

Мы, фанаты Google, пользуемся её продуктами потому, что втайне верим, что её гениальные разработки вроде Google Glass рано или поздно помогут нам вспомнить, как зовут того парня в ресторане, которого мы не смогли узнать. Потому что, ё-моё, запоминать имена — это так сложно!

Автор: Алексия Цоцис (Alexia Tsotsis), журналистка, редактор TechCrunch. Журнал Forbes включил её в список «Восходящие медиазвёзды до 30 лет».