08/11/2006 08:00

Безошибочное руководство по подбору Hi-End аудио для всех

Теги:

Год назад я дал определение этой высшей категории качества в аудио как «максималистская система». При этом я полностью игнорировал то, вокруг чего ломаются копья – качество и характер звука системы. Сегодня аспект качества звука стал совершенно абстрактным – многие не слышат разницы между, скажем, винилом, воспроизведенным через ламповый однотактный усилитель с одной стороны и МР3-плеером в подключении на домашний театр в коробке. А раз нет разницы – нет и самого класса хай-энд.

 

Сегодня ситуация еще более поляризована, чем год назад. Известно, что Hi-End аудио будет сочетаться с видео в формате HD DVD и во вторую очередь в Blu Ray, а винил уйдет в еще более глубокую… альтернативу. Также известно, что hi-res-форматы располагают убедительными спецификациями. В них еще пока не обнаружено недостатков. В этой связи понятие «характер звука» или «хай-эндное звучание» крайне непопулярны.

 

Итак, в своем отношении к хай-энду пользователю не стоит полагаться только на  «респектабельный характер звука», поскольку эту вещь нельзя выразить наглядно. Сегодня пользователь свободен от еще одной «оковы» недавнего прошлого – от дорогой категории для всех без исключения компонентов системы. Практика показывает, что плохие и дешевые системы выигрывают от добавления всего лишь одного хай-энд-компонента. Этого уже достаточно.

 

Так что вот современное мудрое и практичное определение хай-энд-аудио. Hi-End аудио это как минимум посредственная система с хотя бы одним безусловно сильным (и дорогим в производстве) компонентом, который схематически и дизайнерски решен по максимуму, воплощен в ценных материалах и структурированных элементах, потребовал необычайно интенсивной работы и при этом исправно выполняет функцию. Под «функцией» понимается бесперебойная работа и как минимум приемлемое (на тренированный слух) звучание. «Сильный» компонент задает тон системе, а ряд таких компонентов поднимает систему выше внутри класса.

 

Однако, даже притом, что наша «гора пошла к Магомету» (хай-энд приблизился к народу) – у этой категории есть враги. Роскошный, интересный, выразительный звук музыки – вот главный критерий нужности хай-энда, его конструкции и назначенной цены. Но что делать тем, кто решительно «не слышит разницы», не ценит «навороты», не видит смысла раскошелиться, не намерен подражать знаменитым  владельцам хай-энда и просто ненавидит эту категорию техники? Этих скептиков не убедит даже изменение адреналина в крови до и после просушивания хай-энда. Ведь адреналин может выделяться и от МР3. Им нужны более «объективные» доказательства. Примерно, как с аспирином: принял дозу – температура упала. Для всех них написан следующий раздел статьи.  

 

Обоснование обоснованности Hi-End аудио

 

1. За Hi-End проголосовал рынок. Скептицизм «прагматиков» здесь уравновешен энтузиазмом значительного  числа клиентов и владельцев хрестоматийного Hi-End аудио. Сегодня это почти сплошь состоятельные, трезвые и зрелые люди, а вовсе не фанатики, снимающие с себя последнюю рубаху. Их благоразумие слишком прагматично, а приверженность – стойкая. Ее нельзя списать как «чудачество одержимых» или «каприз богача».

 

По нашим наблюдениям, из 10 хай-эндщиков примерно 5 продолжают осмысленно «двигаться вверх», тратя все больше денег. Двое останавливаются на достигнутом хай-энде. И только трое рвут с аудио, распродают систему. Из этой тройки только один переходит на МР3-музыку. Статистика еще круче в низовом и среднем секторе: 5 из 10 пользователей обновляют свое аудио-видео каждые 2-5 лет, 5 уходят в апгрейд, откуда по крайней мере трое добираются до Hi-End-компонентов. Цифры не абсолютные, но соответствуют известной тенденции: общий спад спроса на технику, насыщение рынка конкурирующими товарами, но и приток новых клиентов в сектор Hi-End. 

 

2. Hi-End сектор нужен индустрии софта, и она не даст ему утонуть. На хай-энд-звуке выпускается весь новый материал, что оправдывает «протаскивание» очередных  «революций», смену парка техники и обновление домашних фонотек. Hi-End-пользователи «долларом голосуют» за новый дорогой утяжеленный винил и hi-res-форматы. Они смакуют свои приобретения. От них «заражается» доселе пассивная публика.

 

3. Хай-энд – это инвестиция. Коллекционной музыке – коллекционную технику. Переиздания наиболее известной и признанной музыки автоматически обретают статус референса, против которого меряются новые релизы и сама техника. При всем грандиозном качестве записи, никто не знает, как именно должна звучать новая музыка в идеале. Да и индустрия не заинтересована в «закреплении» новой музыки. Музыке не дают времени, чтобы стать  коллекционной. Иными словами, официальные релизы The Beatles и интерпретации Прокофьева котируются почти наравне с валютой, но этого нельзя сказать о, скажем, альбомах групп Звери, Наутилус Помпилиус и даже о Madonna. С техникой – та же история.

 

4. Hi-End-воспроизводящая техника является тестовой. Кроме получения удовольствия от процесса и результата, хай-эндщик, эксперт и индустрия питают друг друга идеями, тем и счастливы. Они стремятся подменить музыку другим искусством – искусством ее воспроизведения. Эта уникальная черта чужда категориям hi-fi, mid-fi, car audio и мультимедиа. Звук системы может быть вкусным, фантазийным, динамичным для более новой музыки или нейтральным, неокрашенным, инертным для старой. Последнее наблюдается чаще.

 

Известно, что пушки на «Увертюре 1912 года» Чайковского записаны с динамикой около 200 дБ без слышимых искажений. Автоматически лучше, «хай-энднее» та система, которая воспроизведет те же параметры. На большинстве систем тарелки звучат кашеобразно на альбоме Deep Purple “Made In Japan”. Здесь выигрывает система, которая их проявит не в ущерб общей разборчивости или мощности звучания. Лучшие системы демонстрируют такие свойства на релизах разных (адекватных!) поколений и форматов. Нередко на создание новой интересной Hi-End-модели инженера вдохновляет cуществующая модель, которой он восхитился. Такой процесс создания сродни искусству и часто рождает шедевры.

 

5. Hi-End-техника поднимает несовершенный материал до своего уровня. Парадокс, но хай-эндщики любят проигрывать у себя вопиюще некачественные (пиратские) релизы. Этим они подчеркивают эксклюзивный класс, аристократизм и исключительность своей системы. Это словно поездка в деревню на джипе, а не на ГАЗе.

 

Если мои «5 доводов» как-то убедили скептиков, то можно перейти к делу. К самой покупке.

 

Покупка и стыковка без риска 

 

Хай-энд-статус потребует отдать по 1000 у.е. и выше за компонент в системе из компонентов по цене не ниже 200 у.е. Покупать стоит в больших сетевых салонах или у специализированных дилеров. Все они регулярно дают рекламу и выставляются на известных отраслевых выставках.

 

Комплектуя компоненты разных марок, вы "играете" с окраской звука, как с ингредиентами в коктейле. Вот тройка возможных комплектаций от разных дистрибьюторов.

1. СD-транспорт Oracle / ЦАП В.Далуды под заказ / ус.Manley / колонки Kochel = консервативная система.

2.  DVD-проигрыватель Ayre / ус.Dantax / колонки Zu = hi-tech-система рельефного звучания.

3.  винил Kuzma / 2-блочный ус.Jadis / колонки ProAC Reference или Tablette = современный аналог.

 

 

 

Покупка по объявлениям или с веб-барахолок чревата досадными ошибками. Как правило, там «отдаются» аппараты, в чем-то плохие. Исключение составляет винтажный (подержанный) хай-энд. Это аппараты 10 или 20-летней давности изготовления. Они могут попасть в барахолку за полцены от первоначальной розницы, полностью исправными, а иногда и непользованными. Но не каждый покупатель в состоянии определить хай-эндный статус и рабочее состояние такого аппарата.

 

Как и с авто, целесообразнее покупка хай-энда из первых рук. Интересно, что www.amazon.com предлагает многие хай-энд-новинки на треть дешевле их цены в России. Но даже если вы решите вопросы расчетов и доставки товара, то будете лишены гарантии и сервиса. Отечественные представители фирм «признают» только модели, которыми торгуют в России. Их можно понять – это их хлеб.

 

Винтаж представляет в этом плане еще больше риска. Самый известный поставщик винтажа – eBay. www.eBay.de к нам территориально ближе других, но он «признает» в качестве покупателей только «резидентов» ЕС. Кроме того, этот веб-аукцион стал объектом мошенничества – там могут предлагаться некондиционные аппараты, произвольно резко повышаться цены и т.д. Нередко очень интересные, практически раритетные и антикварные аппараты в идеальном состоянии вы можете встретить, бродя по блошиному рынку в Амстердаме, Токио, где-угодно в мире. Но их транспортировка способна испортить вам долгожданный отпуск. Опять-таки, это покупка вслепую, без проверки и без гарантии.

 

Всеми этими непреодолимыми преградами умно пользуются «челноки» и «серые импортеры» техники. Они отслеживают наиболее интересный, конкурентный товар за рубежом – новый или старый, выкупают его и привозят в Россию. «Серые» - враги официальных представителей фирм в России, так как практически перебивают их цены. Самая большая концентрация «серых» бизнесменов – в павильонах ВДНХ. По винтажу – проще... если, конечно, вы готовы к троекратной (против аукционной) стоимости покупки таким образом. Таковы, по оценке «челноков», накладные расходы. Они активно тусуются в форумах, особенно – на www.hi-fi.ru, их цель – постоянное привлечение всеобщего внимания и «обрастание» новыми заказчиками. Они в общем никому не мешают и ни с кем не конкурируют. Их рынки и территории поделены. Если вы начнете наводить справки по рынку винтажа в Японии, то вскоре выйдете на некто Майкла. Из Дании возит некто Дмитрий, из Германии – Рауль.  

 

Приоритеты

 

Повторим пройденное. Hi-End audio всегда конструктивно отталкивается от фундаментальной науки, непременно в чем-то нарушая ее логику. Это «что-то» и представляет смысл в данной категории. Если все сделано строго «по правилам», по шаблону – то это в общем не Hi-End, а всего лишь Hi-Fi. Чем смелее отступление от шаблонов – тем вероятнее статус. Примерно то же самое касается способов конфигурации полной Hi-End-системы. С 70-х годов (время существования хай-энд-концепции) все эти аспекты перебраны в самых невероятных комбинациях. Отчасти это делается в поисках «нового» качества и более высоких спецификаций, отчасти – ради «чистого» искусства, то есть – без видимой причины. Но мы не будем сейчас здесь перебирать все типы схемотехнических решений и все варианты стыковки соответствующих компонентов – нам просто не хватит пространства данного сайта. Мы остановимся на базовой комплектации. Проигрыватель CD, 2-блочный или полный стерео-усилитель и пара колонок.

 

Почему мы здесь не рассматриваем многоканальное аудио? Потому что такая система (домашний театр) очень плохо озвучивает винил, а ведь винил – патриарх хай-энда. В режиме Pro Logic или Neo винил показывает, насколько плох любой цифровой процессор и какие жестокие искажения вносят его настройки в аналоговый сигнал. Настройка такой системы под винил, тем более на уровне требований хай-энда - лотерея или «русская рулетка»: получится, если повезет. Самый неуправляемый компонент домашнего театра - активный сабвуфер. Практически невозможно подобрать частоту кроссовера и уровни НЧ и LFE (цифровых низкочастотных эффектов), при которых сабвуфер реалистично воспроизведет и контрабас, и электро-гитару с музыкального DVD в PCM 2.0, DTS 5.1 и потом с CD в Dolby Pro Logic 5.1. Каждый раз настройки придется менять, тогда как хай-энд предполагает однажды и навсегда заданные настройки системы.  

 

Еще одна оговорка касается конфигурации CD-проигрывателя в системе. Норма – покупка раздельно транспорта с цифровым «сырым» выходом и блока ЦАП с последующей передачей «готового» сигнала на усилитель. Несколько материалов такого рода уже висят на нашем сайте, но в последнее время появились неплохие и относительно недорогие «полные» проигрыватели класса Hi-End.

 

Первым делом рассмотрите покупку (предварительного) усилителя. Он в системе наиважнейший, определяющий по качеству звука. Отдельный блок «преда» - уже серьезная заявка фирмы на качество. Убедитесь, что гнезда на его задней панели – либо позолоченные RCA, либо балансные XLR. Если схема на лампах, то совсем хорошо. Если есть вход Phono для проигрывателя винила, то наверняка – тоже хороший. Этот вход может подразделяться на ММ и МС, для разного типа головок. В таком «преде» может быть встроен и 24-битный ЦАП для подключения цифрового транспорта.

 

Если он вы чувствуете, что на столь же хороший усилитель мощности денег не хватит, то лучше сразу купить хороший интегральный или полный усилитель. Лучше – ламповый, но во всяком случае – без регуляторов тембров. На его лицевой панели, как правило, будут лишь сетевая кнопка, переключение источника и ручка громкости. Полный усилитель легко отличить от «преда» по наличию спикерных клемм сзади.    

 

Какой именно полный усилитель?

 

Если опыта у вас мало, попробуйте уговорить продавца снять крышку усилителя, чтобы бегло осмотреть схему, монтаж, детали. Добросовестно сработанный аппарат (не только усилитель, а вообще) всегда поражает взор разнотипными деталями, сложной схемой, убористым и тесным монтажем. Маркировка деталей должна быть отчетливой, разборчивой. В схеме усилителя обязательны крупные конденсаторы и трансформатор, немагнитные переборки между секциями схемы. Пример: фирма Rotel укладывает конденсаторы плашмя (остальные фирмы – вертикально), поскольку в высоту им не хватает места. Чем больше таких компонентов в системе – тем выше ее шансы и лучше ваш выбор.

 

Классика жанра - огромные транзисторные усилители Pass Aleph, Gryphon и аналогичные. Они имеют крупные выходные транзисторы с широко раскрывающимся затвором (так называемые FET или полевые транзисторы). Они выделяют значительное тепло, которое рассеивается мощными радиаторами охлаждения (внешними «ребрами»). Если ламповый усилитель «пропускает» сигнал сквозь схему, то эти «прогибают под себя» всю систему. Они отлично работают с любой парой колонок.

 

Загляните в спецификации на аппарат. Здесь важна мощность. Для ламповых усилителей – не ниже 2х50 Вт RMS, для транзисторных – 2х100 Вт. Стандарты измерений мощности на усилители разных марок разнятся. Стандарты обозначаются в паспорте трехбуквенной аббревиатурой напротив техданных. Из разных стандартов выделяется строгий немецкий DIN. Его данные соотносятся с другими стандартами как примерно 1:1,5. Спекулируя на этой респектабельности, многие изготовители указывают DIN произвольно, нечестно. При всем этом, мощность – более надежный показатель, чем другие.

 

АЧХ или рабочая полоса (пропускаемых) частот усилителя всегда имеет важное ограничение. На него мало кто обращает внимание. Это – неравномерность или +/- дБ, то есть уровень громкости, при которой реализуется указанная полоса частот.

 

В свою очередь, все эти данные тесно увязываются с пропущенными или генерируемыми системой искажениями. Общие гармонические (THD) искажения могут составлять 1% в очень хорошем усилителе. Кстати, для других компонентов вашей системы искажения допустимы в десятых или сотых долях процента. Однако, искажения - самый неточный и ненадежный показатель в паспорте на аппаратуру. Они подразделяются на разные типы – искажения интермодуляционные, перекрестные, нелинейные… Разные инженеры различно учитывают искажения для разных типов усилителей.

 

Не вдаваясь в предмет еще глубже, читатель может рассматривать те усилители, которые хвалятся АЧХ 20 – 20.000 Гц с неравномерностью 1,5 дБ, искажениями порядка 1%, при отношении сигнал/шум не ниже 70 дБ. Не исключено, что вам попадется консервативно решенный усилитель, на который указано 50 – 15.000 Гц +/- 3 дБ. Ему – больше доверия. Чем шире указана АЧХ, тем подозрительнее. Скорее всего, изготовитель таким образом «реабилитирует» невысокое качество звучания своего детища на слух. Как верно выразился один журнальный эксперт, нам предстоит слушать музыку, а не показания вольтметра.

 

Упомянем о паре весомых спецификаций, которые редко указываются изготовителем. Это - значение обратной связи между элементами его конструкции (чем ближе к 0 – тем лучше), это – низшее допустимое сопротивление нагрузки (отлично, если очень низкое - 2 Ом) и это – высокий КПД, то есть способность схемы отдавать не меньше мощности, чем она потребила из сети. Последнее под силу усилителям, оснащенным особым силовым трансформатором типа High Current. Сила тока в такой схеме достигает 20 Ампер. Впрочем, об этой спецификации вы скорее всего узнаете не раньше, чем зайдете на сайт изготовителя вашего усилителя в раздел «технология».

 

Источники  

 

Лучшая рекомендация для CD-проигрывателя – общая массивность, пассиковый (более стабильный, чем общепринятый прямой) привод и эксклюзивная марка его транспорта (механизм + оптический датчик). Такой транспорт узнается по изобретательной системе прижима диска: комбинация пружин (VRDS) или клэмп (гирька). Многие  LD/CD-проигрыватели имели такой транспорт, но не всегда – адекватный ЦАП. Sony использовала необычный фиксированный датчик относительно подвижного транспорта – и эта технология как раз отвечает нашему определению класса Hi-End. Pioneer в 90-е годы разработал датчик в виде тонарма, что позволило сделать сам диск более массивным – как в проигрывателе винила. CD укладываются рабочей стороной вверх.  Производство однако было удешевлено, и такие проигрыватели стали расхожим hi-fi с непримечательным качеством звука. Пожалуй, самый доступный хай-энд-универсальный DVD/SACD/CD-проигрыватель на эксклюзивном транспорте – отечественный Alex (100$).   

 

На хорошем проигрывателе непременно осуществлено тщательное заземление. О нем свидетельствуют медные шляпки болтов на стенках, клемма заземления либо массивный сетевой шнур типа компьютерного. Массивные разъемы из желтого металла, как правило, включают цифровой коаксиал.  

 

Luxman, Dynaco отличились встроенными ЦАПами на лампе. Наилучшим образом исполнены однако отдельные транспорты – Oracle, CEC, Camelot. Первые модели HD DVD-проигрывателей будут столь же дорогими, как и добросовестными по конструкции.

  

Немного о виниле. В спецификации на проигрыватель важно, чтобы детонация (Wow & flutter) держалась в сотых долях процента, а рокот (Rumble) не выше 50 дБ.   Массивность и опыт на рынке hi-fi – вот 2 необходимых критерия при выборе винила. Сегодня немало китайских моделей от «скороспелых» брендов. Все они – скорее принадлежность ди-джея, тем более, что имеют ползунковый регулятор скорости и реверс, ненужные для аудиофила. Остальное в выборе – дело вкуса клиента и специализации фирмы. Швейцарская Thorents специализируется на пассиковом приводе, прямом тонарме и подвешенном анти-скейтенге (компенсаторе скатывающей силы в проигрывателе). У Denon – отменные модели прямого привода с дуго-образным тонармом и пружинным анти-скейтом. Есть совершенно эзотерические проигрыватели винила с удлиненным (128 мм) тонармом, с «линейным» (или тангенциальным) тонармом, с 2 тонармами. Есть полностью атоматизированные и «ручные» проигрыватели. Многие ошибаются, видя проблему в установке и смене магнитной головки на шелл тонарма. Установка унифицирована, регулировка проста.  Если же в вашем предусилителе нет фоно-корректора для приема сигнала с винила, то надо докупить такой блок (критерии см.выше). Проблема с винилом иная: слишком обременителен в обращении. Перед проигрыванием надо аккуратно почистить пластинку специальным антистатиком, иглу - кисточкой. Никакого пульта ДУ.     

 

Мы не планировали обсуждать док-станции МР3-плеера в хай-энде, но для армии его пользователей скажем: «ущербные» источники такого рода не должны перевешивать. Ведь вы строите хай-энд, не так ли?

 

Акустика

 

Если у вас хай-эндный усилитель, то выбор колонок прост. Даже полочные колонки  мини-системы заиграют от него неузнаваемо. Если усилитель обычный, то колонки лучше подбирать несколько повыше классом и чувствительностью не ниже 90 дБ.

 

Вы не можете видеть, насколько проработано все внутри колонки. Построены ли секции между динамиками? Хорошо ли выложены стекловатой стенки? Особенно трудно различить между собой полочные колонки.

 

Класс колонки внешне можно определить по качеству подвеса (валика) диффузора динамиков. Подвес тем лучше, чем больше в его резине точечных вкраплений и добавок. Потрогав «валик», можно решить, достаточно ли он прочен. Иногда подвес  делается на латексе – весьма непрочном, «сыпучем» и капризном, хотя и «гибком» материале. Чем «гибче» подвес динамика, тем правильнее и точнее он реагирует на сигнал и меньше «окрашивается» резонансами от ящика.

 

Второй аспект – размер басовика, но только в напольной модели. Для достижения эффектного (утомительного!) баса фирмы любят настраивать по несколько маленьких басовиков на один фильтр. Это неправильно. Для разборчивого и протяженного баса напольная модель обязана иметь как минимум 8-дюймовый басовик.

 

Кроме того, в пользу класса говорят фантазийные, неправильной формы, контуры диффузора или мембраны динамика, их многослойная структура, а также сложные электрические фильтры. Если фильтры вынесены в отдельный блок или насчитывают более 5 деталей (элементов схемы) – это Hi-End. Колонки на необычных динамиках – ленточных, плоских, изодинамических, электростатических, а также в рупорном, «встречном» (контр-апертурном) или безкорпусном оформлении – как правило, хай-энд. «Как правило» - поскольку нет предела изворотливости изготовителя, желающего обмануть клиента внешним видом. Например, можно установить рядовые автомобильные динамики с рынка в эффектно отделанный лакированный корпус и повесить астрономическую цену. Недорогие ленточные твитеры продаются в компьютерных магазинах.

 

Колонка – самое простое изделие. Именно поэтому их готовят все, кому не лень. Но к счастью, колонка разоблачает себя звуком. Хай–эндное изделие обязано приятно звучать уже в самом невыигрышном подключении.

 

Для реализации 20 – 30 кГц колонке нужен супертвитер, для 40 и ниже Гц - басовик 30-см диаметра. Это 4-полосная конструкция. Не факт, что в конкретной комнате вы всегда получите и услышите эти крайние частоты. Но «запас» по частотам никогда не бывает лишним. Запас – это общая добавленная уверенность звучания. Кроме того, так или иначе крайние частоты проявляются на hi-res-форматах.

 

Многие хай-эндщики экономят на частотах, которые все равно трудно услышать. Они обставляются апробированной 2-х или 3-полосной напольной (реже – полочной) акустикой, рассчитывая на очень чистое, натуральное, богатое и уверенное звучание музыки в слышимом диапазоне частот 50 Гц – 18 кГц. На «пользовательской» (или разговорной) громкости. Практически, не зависимо от особенностей комнаты. Как правило, такие колонки в этом случае «раскачивает» какой-нибудь 10-ваттный ламповый усилитель в так называемом «динамическом классе А». Класс А – это такая электрическая схема, которая потребляет втрое большую мощность и при этом реализует маломощное, но исключительно чистое и протяженное по частотам звучание. Идеальные колонки для лампы – Pro AC. Они обладают высокой чувствительностью и «трактуют» звук по-ламповому трепетно.  

 

Второй путь – реализация высокого звукового давления, не ниже 60 дБ. Здесь подойдут колонки «пожестче»: закрытые (без фазоинвертора и воздуховода), с чувствительностью пониже 90 дБ. Лучше – 2-полосные, без СЧ-динамика. СЧ на высокой громкости часто мешают адекватно воспринимать программу. Ламповые и транзисторные усилители в классе АВ снабжают колонку 100-ваттной мощностью, а их «высокоамперный» ток позволяет понижать сопротивление нагрузки до 2 Ом. Это крайне важно для обеспечения чистого неискаженного звучания колонки на оглушительном уровне громкости. Чем ниже сопротивление, тем фигурально «шире» и свободнее поток электронов в кабеле между усилителем и динамиками. Эту свободу лучше оценить не заочно (читая и усваивая эту статью), а на слух, добившись от системы «концертного» уровня звучания.

 

Твик 

 

Если вы хотите получить осязаемую отдачу в качестве звука от своего недешевого хай-энда, то должны дать сигналу «зеленую улицу». Даже если придется кое-где в системе «разгребать помойку». Это делается с помощью не очень дорогих аксессуаров.

 

Бонус хай-энда в том, что он во многом устраняет особенности вашей комнаты. О комнатных резонансах сказано-пересказано: все верно, но слишком драматично и справедливо лишь для hi-fi. Чем система лучше (массивнее), тем ей по фигу комната. Ее обработка не помешает, но уж очень трудоемка. В рамках данного руководства вам предлагается отвлечься от обстановки и тем более – от капремонта дома. Также отвлечься от скрупулезного выставления разворота и отстояния колонок. Не приглашать инсталлятора. Все доводки и потенция заложены в самих хай-энд-компонентах (особенно, в усилителе и колонках). Вы вызовите их твиком, словно джинна из бутылки.  

 

Я был свидетелем индивидуальной настройки одной системы строго «под джаз» - любимый жанр владельца. Система безупречно озвучивает и разделяет контрабас с виолончелью, прекрасно отрабатывает всякий винил, но превращает каждый второй диск современного рока в какофонию брякающих и бубнящих партий. Бывает, что твик просто незаменим. Мне довелось подключать современные хай-энд-компоненты одной марки в нормальном просторном помещении и нормальными кабелями, после чего с удивлением слышать страшно неприятный звук. Объяснить плохой звук системы невозможно, но исправить эмпирическим в течение недели – очень даже можно.

 

Соединять компоненты лучше балансными XLR кабелями или во всяком случае – кабелями в толстой оболочке с золотистыми коннекторами (золото предотвращает окисление контактов: пустячок, а приятно). На рубеже колонок звук можно окончательно упорядочить на вкус. Многожильный 6-мм проводник колоночного кабеля увеличит напор и объем информации, поскольку в единицу времени пропускает существенно больший сигнал. 2-мм провод, напротив, уточнит основную информацию в программе, оттеснив второстепенную амбиентную. Цифровые оптические и сетевые кабели – по той же причине лучше, когда толще.

 

Продвинутый твик. Очень хорошо включить все компоненты в сеть через стабилизатор напряжения мощностью на 3000 ВА. Он по определению несет всю сопутствующую качественную схему очистки питания. Поскольку всякая электромагнитная схема резонирует, изоляция компонентов в «чувствительной» системе не бывает лишней. На этот счет созданы «плавающие» (на воздушной подушке) стойки, но можно обойтись и прочными шипованными опорами компонентов в стойке из металла, каменных плит и

Комментарии: