21/09/2006 08:00 | Сергей Хлюпин

10 принципов и советов по выбору домашней минисистемы: просто, как нечего делать

Теги:

Минисистема – это всего лишь компактное аудио с упрощенным управлением, своей топологией, конструкцией, схемотехникой и функциями, очень схожее с автомобильным аудио. То есть, в отличие от магнитол и бумбоксов, мини-система не имеет батарейного питания. Когда и если вы покупаете или оцениваете минисистему, то взвешиваете эти и сопутствующие факторы. Все остальное, что приписывают или ждут от такой системы – от лукавого. Вот более подробная раскладка факторов.

  1. Самодостаточное качество. Когда один немецкий философ придумал туманное название «вещь в себе», он наверняка предвидел столбик-моноблок с парой колоночек, который занимает место одного интегрального стереоусилителя на книжной или кухонной полке. Всякая минисистема легко записывает и сбалансировано воспроизводит разные программы с основных (с точки зрения своей эпохи), зачастую встроенных, источников и диктует интерьеру некий законченный дизайн. Для этого она располагает грамотной и согласованной (что крайне важно!) конструкцией, которой, как правило, вредит вмешательство и «доводка». Имеем тот же эффект, что и во флэш-плеерах или телефонах – общая миниатюризация (прежде всего, выходных усилительных схем и колонок) дает убедительное, приятное и необременительное звучание.
  2. Мощность и площадь. Независимо от размера и формата (5.1 или 2.0) комплектной акустики, минисистема нормально озвучивает зону и создает целостную сцену непосредственно вблизи вашего телевизора или на пятачке 3х3 метра… а лучше 2х2 метра. Исключение составляют некоторые lifestyle-овые (мини-хай-энд) системы, чьи конструкторские ухищрения и дорогие технологии реализуют серьезную мощность. В них преуспели фирмы Marantz, Samsung (фактически, респектабельный Luxman), Bang&Olufsen (c колоссальной традицией по упаковке малых объемов и разработке неземных дизайнов) и с некоторой натяжкой - Bose (которая следует в кильватере B&O). Эти системы опознаются по более крупной и зачастую 3-полосной акустике. Еще – по миди-размерам и нетипичной конфигурации блоков, по потребляемой мощности не ниже 40 Вт (у ординарных систем – категорически ниже).
  3. Встроенные источники и архитектура. Кассетная или MD-дека в конфигурации систем – не редкость, но не встречают энтузиазма публики в силу бюджетной схемотехники. Кроме того, кассета, записанная на минисистеме, всегда обладает плохим соотношением сигнала и шума и практически адекватно может воспроизводиться только на похожей системе. Сегодня акцент политически сделан на USB и мультимедийную совместимость. Исключение составляют серьезные аппараты «дизайнерской» категории. На рынке можно встретить однотипную систему с раздвигающимися шторками вертикального CD-проигрывателя и плоскими колонками под рядом марок: Daewoo, Nakamichi, Grundig, Bang&Olufsen. Только три последние являются lifestyle, а первая слизала дизайн. Комбинации VHS/DVD-рекордер cо встроенным усилителем, а также DVD/ресивер или CD/ресивер по размерам и мощности превосходят мини-систему, по дизайну и дороговизне изготовления не добираются до lifestyle. Они нехороши тем, что согласованы со всеми колонками на рынке вообще и ни с одной конкретной парой в частности. Некоторые театры в одной коробке тоже граничат с размерами минисистемами, они тоже самодостаточны и популярны, но их отличает агрессия звука и соответствующий этой цели большой сабвуфер.
  4. Функции. Старая экспертная шутка гласит, что хороший миницентр должен уметь варить кофе (где кофе – там комфорт, уют, а значит и минисистема). Здесь – тонкая издевка над манером укомплектовывать аудио дежурным набором скучных возможностей, к которым почти не обращаются. Это таймер выключения, будильника или отложенной аудиозаписи, программирование треков, пресеты радиостанций и эквалайзера, синхронизация записи и (для кассетной деки) форматирование кассеты под продолжительность исходной программы. Более востребованы и перспективны кард-ридер, жесткий диск (накопитель), караоке. Есть модели типа док-станция для, например, iPod, где (один из двух приложенных!) плееров сделан съемным. Как уже говорилось, можно втыкать в минисистему МР3-плеер с помощью USB, качать материал из Интернета, составлять (методом стриминга) аудио-сборники на любом подручном носителе, микшировать собственные «музыки». Можно составить многочасовую нон-стоп-программу для вечеринки или диджей-party, но потери в человекочасах несоразмерны «удобству». В линейках (например, серия H Sony) всегда есть модели, стилизованные под «мини-студию» или пульт ди-джея, но форте и амплуа минисистемы – не креатив и бизнес, а фон и блажь. На CD, радио, MD и кассетке понадобятся шумоподавители, случайная последовательность или повтор треков, простой тембр (эквалайзер малоэффективен).
  5. Изюминка. Из подлинных, а не пограничных, минисистем на базе DVD на рынке вне конкуренции и без выбора – только серия JVC woodcone, в которой блистает топ-модель за 20.000 руб А-10. Благодаря отличной изоляции секций, конструкции би-ампинг (равноценно активной акустике) и декодеру DD аппараты серии сильны как видео-театральные и аудио-музыкальные. На слушательской (не фоновой!) громкости и в прямом стереорежиме А10 создает беспрецедентно широкую и глубокую звуковую сцену, удивительно выходящую за пределы колонок. Система еще меньше искажает музыку, чем большинство транзисторных серьезных Hi-End систем. Другие изготовители даже не планируют реализовать такую дорогую схему в таком недорогом формате. А10 – единственная и неповторимая, аудиофильская и универсальная минисистема всех времен и народов. О смелости разработки говорит ее 2-канальная конфигурация, в которой достройка до 5.1 нерентабельна и не нужна.
  6. Винтаж, винил и просто ностальгия. Первые минисистемы 70-х годов были чрезвычайно наворочены и сложны в управлении. Скажем, кассетная регулировка Dolby NR распределялась на две кнопки для выбора диапазона шумопонижения (50 дБ по 8 кГц или 70 дБ по 15 кГц) и два функциональных рычага (bias, equalization). Поиск и программирование треков на кассете могли занимать по 12 кнопок плюс окошко дисплея. Радиоприем на коротких волнах (практически в ведении радиолюбителей сегодня) составлял особую гордость и снабжался хитроумными фильтрами с двойным преобразованием частоты гетеродина. FM-секция, вход для стерео-микрофонной записи были проработаны не хуже. Наконец, только в ретро-системе вы обнаружите достойного качества фонокорректор, необходимый для подключения винила. Это может быть решающий фактор в вашем решении. Но знайте: лучшие минисистемы виниловой эпохи или 80-х годов сегодня могут удивить и подать пример по части схемотехники, но в них сработаны приводы, головки – в том числе оптические для CD.
  7. Практичность. В современных минисистемах акценты более упорядочены, управление оптимизировано. Одна кнопка выполняет родственные функции по разным секциям (поиск и пресеты в FM, выбор треков на CD), почти всегда есть шаттл и пульт ДУ, сильно «расчищающие» лицевую панель. Но простота – недостаточный аргумент в приобретении аудио. Скорее всего, очевидной приметой выдающегося качества следует считать мощность – потребляемую порядка 100 Вт и выходную по 50 Вт на канал. Такие системы больше весят и сложнее сделаны, в них особо качественные ЦАПы с выбором частоты дискретизации. По аудио в этом случае благоприятнее работает низшая (44 кГц), а по видео – высшая (108 МГц). Еще признаки: совместимость с hi-res аудио форматами, позолоченные гнезда выходов, наличие качественных контактов ВNС, XLR, S-Video, HDMI. Как в «больших» системах, вся схема строится в цифре с преобразованием только после кроссовера.
  8. Хорошие колонки. Это весомый аргумент, поскольку колонки – паспорт всей схемы и визитная карточка владельца, они на виду в комнате или на столе руководителя. Лучшие колонки для респектабельного, расслабленного, богатого звучания -  ДСП, покрытое шпоном или хотя бы незаметно - деревянной пленкой. С открытыми красивыми (белыми, желтыми, плоскими) динамиками по типу сar audio и желательно с наличием СЧ. С широкой резинкой подвеса (чем шире – тем свободнее колебания динамика). Хуже, но тоже ничего – с металлической отделкой или литым корпусом. Самое мерзкое – пластик, как правило – аэродинамических форм и азиатских расцветок, с лампочками (!), отверстиями фазоинвертора и размашистыми надписями. Пластик должен знать свое место во всяком аудио и не отсвечивать.
  9. Жесткий бюджет. Он относится к моделями 2- или 5-летней давности, которые легко узнать по пузатой форме моноблока (чаще это эрзац-блочная конструкция, которая объединена одним шлейфом и общим блоком питания), механическому эквалайзеру на «морде», 2-кассетной (о, боже!) деке, многозагрузочной СD-карусели и гряде диодных индикаторов уровня записи и громкости. Если туда же поверх всего вброшен некий пластиковый и шаткий проигрыватель винила, то лучше его сразу оставить продавцу «как бонус», поскольку без него система выглядит... дороже. Этот проигрыватель можно разрешить себе в одном случае: чтоб не забыть, каких моделей остерегаться в некоторых хай-энд-шопах.
  10. Доверенное имя. Оставим в стороне видео, DVD, 5 крохотных колоночек с непонятным сабвуфером. Признаемся себе, что мы берем министсему ради стерео-музыки, и уж потом – ради просмотра кино под ее звук. Кстати, в последнем случае тоже лучше 2 колонки. Хит-парад неплохих практичных базовых современных стерео минисистем по 100 долларов мог бы выглядеть так.
    • - Grundig (упругий бас, но Beko утверждает, что теперь все делают турки!),
    • - Philips (общий респект, хотя фирма обожает пузатый полупустой пластик),
    • - Kenwood (лучшая отделка и схемотехника, несколько своеобразный звук и настройка схем),
    • - Aiwa (любопытный дизайн, металлический звук),
    • - Thomson (все отлично, но высок процент отказов),
    • - Samsung (говорили уже!),
    • - Technics (если сумеете отыскать на вторичном рынке),
    • - Sony (за исключением серии Н),
    • - JVC (слишком ординарно, все ценное вложено в woodcone),
    • - Onkyo (значительно дороже 100 у.е., но по функциям и качеству убирает почти всех в этой категории, уступая опять-таки JVC A-10. Несколько дешевле на американском и азиатском рынках, где минисистемы преподносятся под брендом Cosonic).

Что осталось незамеченным

Минисистемы хороши тем, что их трудно выбрать плохо, так как каждая продумана в смысле удобства и практичности. Для этой категории завышенные цены – редкий случай, даже если покупаете в магазине Крестовский или ЦУМ. Эти системы лучше ПК-аудио – экологически, эстетически и качественно. Целесообразно брать базовую комплектацию или немного выше того, но непременно - стерео. Многозарядные проигрыватели – хуже, чем одиночный трей, хотя за последний год и они стали удобными. Радио ставится практически одинаковое по чувствительности и избирательности, оно не сильно выигрывает от очень хорошей внешней антенны. Современные кассетники лучше не использовать под запись – слишком неинтересны.

Цифровой выход имеет такое же назначение, как на обычном CD/DVD-проигрывателе. Аналоговые выходы и входы позволяют подключение внешнего аудио или рекордера. Выход на колонки, как правило, рассчитан под штатные комплектные колонки, а не какие угодно (в подключении каких угодно можно руководствоваться проставленным сопротивлением нагрузки на задней панели). Включение минисистемы как источника в состав крупной и мощной системы допустимо, но может дать компромиссный неестественный загашенный звук. Для подключения к минисистеме проигрывателя винила необходим выравнивающий модуль (фонокорректор) и аналоговый вход в виде  RCA гнезд.

JVC

Все же кое-какой твик (доводка пользователем) возможны и полезны. Установив мини на 3 пирамиды или шипа (один по задней кромке, 2 спереди по бокам) вы получите устойчивую и изолированную конструкцию, которая даст удивительно более разборчивый и рельефный звук. То же касается колонок, особенно, если они делят полку с электрическим блоком. В случае съемных внешних проводов их можно заменить на более жирные и толстые с улучшенным эффектом солидного звучания. Нелишне очищать оптику специальным диском и спреем (но известного изготовителя). Если система имеет отдельный винт заземления, ее надо заземлить – хотя бы на третий контакт вашей электрической плиты (только не перепутайте!). Наконец, последняя стадия хай-эндной расчистки звука – сняв верхнюю крышку, наклейте на нее с внутренней стороны по центру кусок мягкой резины так, чтобы он не задевал рабочие части. Оденьте корпус и заметьте звук, практически лишенный джиттера.

Успехов и уверенности у полки, заставленной десятками образцов.

Комментарии: