29/04/2006 08:00 | Сергей Хлюпин

Как выбирать наушники без суеты. Обзор Hi-end наушников AKG и Sennheiser

Теги:

Наушники и выбор наушников – дело субъективное и сугубо личное. Вы с ними – один на один... Тому, как аудиофилу грамотно выбрать оптимальные "уши" из представленного на рынке разнообразия и посвящена эта статья Е. Макрушиной. Конкретно - на примере top-линеек известных компаний AKG и Sennheiser.

Наушники – очень субъективная и сугубо личная, почти интимная категория. Вы с ними – один на один, и их звучание, характер не так сильно подвластны влиянию компонентов системы, как силен обратный процесс. Комфорт и эстетика важны только сначала, но уже давно изготовители выпускают комфортные модели, а эстетика забывается с вовлеченностью в звуковую сцену внутри головы. На моем пути встречались разные «уши». Я сразу отмела все «вкладыши» (даже турбо) и накладные (висящие на раковине, но не окаймляющие ее). Настоящие – с точки зрения аудиофила –  «уши» должны создавать собственный объем, где ваше ухо – это вы, голова и подушки – это три стены «комнаты», ну а динамик и панель излучения – четвертая стена.

В процессе общения и познавания наушников на себе и в тестах я также поняла фиктивность спецификаций. Они буквально – ни уму и ни сердцу. Не было случая, чтобы лаборант хотя бы приблизительно описал или угадал звук экземпляров, проведя их замер и разбор. Напротив – лаборант зачастую попадал пальцев в небо, даже отслушивая экземпляр. Наверно, лаборант ненавидит музыку и в свободное время играет в (пляжный) волейбол. А для познания аудио нужно именно любить музыку. Еще я поняла, что в наушниках (даже более чем в остальном аудио) бренд означает все… вообще все. Иными словами, низший и высший образец из модельных рядов, разделенных 10 годами, у одного бренда звучат более похоже, чем две однотипные и современные модели разных брендов. Любопытно, правда? И необъяснимо с точки зрения науки… Я делала с «ушами» то же, что аудиофил делает со своими колонками: пыталась заменить провод на лучший, изменить внутренний объем чашек – чаще, вынимая из них поролон и прокладывая стенки фольгой из-под конфет! Я очень люблю протяженные ВЧ и опознаю их «серое» (с пиком на 7 кГц и откатом), металлическое (горб на 2 и 7 кГц с провалом между и после) и, наконец, «золотистое» звучание (апофеоз подъема после 7). Бас, который изготовители любят указывать как 16 или 35 Гц, на самом деле составляет значительно меньше и является ничем иным как гармониками, то есть вкусными очертаниями бас-инструментов на СЧ и ВЧ. Закономерность такова: чем лучше ВЧ, тем разборчивее бас. Бас формируется внутри «комнаты прослушивания» наушника сам по себе, его не нужно «вытаскивать» так, как ВЧ. Наконец, самое главное наблюдение: есть наушники, которые лучше отыгрывают тихий сигнал (обертон, макродинамику) – и сеть «кричащие», дающие пики. Первые – в общем, по природе своей аналоговые, для кассеты или винила, вторые – для цифры, МР3. Этот характер регулируется, в частности, степенью толщины мембраны или диафрагмы динамика. Больше всего качество музыки предсказывает общий вид агрегатов. Поменьше пластика, побольше наворотов. Хотя и тут бывают сюрпризы. В общем, доверьтесь первому прослушиванию. Жанр музыки сразу проявит особенность наушников и их согласование с главным элементом всякой аудиосистемы. Человеком.

В наушниках мы ищем следующие важнейшие элементы:

1. Разборчивые и протяженные ВЧ. Конкретно: аудиофильским «ушам» лучше быть с проводом. Вторая важная категория – динамики с широкой (до 50 мм в диаметре) диафрагмой, либо вовсе без нее (на одной купольной мембране). В обоих этих случаях реализуется hi-fi-качество, но принципиально с разным подходом: в первом случае различные участки диафрагмы отрабатывают различные частоты, слагающиеся в богатый широкополосный и, как правило, окрашенный звук. Во втором случае «лишние» вибрации ликвидированы в корне, и все делает небольшая мембрана (наподобие колоночного твитера). Система при этом предельно «разгружена», и у пользователя складывается впечатление, что катушка оголена вообще и «ангажирует» в качестве трансдюсера его ушную мембрану. Такая реализация еще дороже электростатов и пока еще считается экзотикой, которую освоила только AKG. В обычных «динамических» наушниках достаточно грамотного общего исполнения технологические изыски более сбалансированы и поточны. Как правило, они сводятся к луженому проводу на кабеле и намотке катушек, к легким редкоземельным магнитам и к чувствительной бумажной диафрагме с металлизированным центром, что равнозначно 2-полосной конфигурации. В целом, чем выше сопротивление, тем по идее звонче «уши», но тогда падает громкость на СЧ и становятся агрессивными НЧ. Эти «выходки» выравниваются правильно подобранной емкостью, которая для проходящего сигнала складывается из всех составляющих, включая кабель и разъем. Сопротивление стандартного разъема под наушники на стационарном компоненте (усилитель, проигрыватель) выражается в нескольких десятках Ом. В «серьезных» портативных моделях оно доходит до 100, во «флэшках» – падает до единиц (там нет много места, чтобы оказать достаточное сопротивление). Емкость кабеля стараются держать близко к 0, но это не удается. Прохождение сигнала по проводнику из меди высокой калибровки (или, как сейчас модно выражать, 4N OFC) c такими выдержанными характеристиками обрастает неизбежными искажениями, но (как и все аспекты наушников) они мизерны по сравнению с «большой искажухой». Вопреки представлениям, общие гармонические искажения (THD) не страшны для звука, а зачастую даже красят его. То же самое касается звукового давления (SPL) – то есть числа неискаженных децибел «чистого» звука, без заметного фонового шипа электроники или носителя. Это значение приобретает практический смысл, только когда изменение громкости добавляет или убирает информацию. Информация можно выразить графически, и эксперты обожают таким образом отделять себя от дилетантов. Мы говорим о графике АЧХ, то есть соотношении частот с децибелами громкости (звукового давления, если угодно). Если на данном уровне громкости наушники («уши») не проявляют постороннего шипа или фона, то мы имеем дело с хорошим уровнем сигнала (S/N Ratio), который однако почти всегда равнозначен звуковому давлению. АЧХ ни в коем случае не выражает особую окраску звука «ушей» (и техники вообще). Две равнозначных модели разных марок и идеологий могут иметь очень похожую АЧХ, но производить драматически различное впечатление. И все же АЧХ была бы полезной характеристикой, если бы ее выражали честно и единообразно. Поскольку эти цифры многим понятны и часто гипнотизируют, изготовители «ушей» не могут противиться соблазну подхлестнуть их – на измерительных шкалах и потом в спецификациях. По разным программам одну и ту же модель можно «измерить» как 15 – 20 000 Гц и 300 – 11000 Гц при неравномерности АЧХ +/- 1,5 дБ. Чувствительность и мощность – две страннейшие характеристики для «ушей», которые существуют для красоты и солидности списка спецификаций. Теоретически, чем они выше, тем лучше, но никто еще не перепрыгнул за пределы стандартов (в мВ) по соответствующим выходам на компонентах. Также теоретически, чем крупнее динамик, тем лучше звук. 

2. Комфорт и изоляция от внешнего мира. Та же AKG лет 10 назад полушутя-полусерьезно выпустила потрясные наушники, представляющие собой две мини-колонки, арматура которых остроумно охватывала голову. Эти открытые «уши» давали качество и общий реализм, которые до сих пор никем не оспорены. За 1000 долларов цены! Но жить в них в социуме нереально. По понятным причинам. Подразделяя свои изделия с тех пор на «открытые» (проветриваемые и вентилируемые со стороны чашки) и «закрытые» (глухая стенка чашек), фирмы лукавят. Отверстия подчас заглушены стекловатой со стороны уха, а глухие чашки все равно пропускают звук динамиков вовне, то есть – обмениваются информацией с миром. Этот феномен можно наблюдать повсюду, куда вы появляетесь с наушниками на голове. Зайдите в лифт – звук один, выйдите на улицу – он другой, в поле – третий. Носящий «уши» почти всегда зависит от среды своего обитания, потому что сам формирует ее (излучая техно-ритм). Соответственно, среда «платит» ему тем же: 5 дБ среднечастотного гула метро, например. Регулировать влияния можно: уплотнить внутренность чашек, заделать отверстия, согнуть обруч покруче и усилить прилегание подушек побольше… - шутка. В данном тесте мы решили не вовлекать читателя в эту казуистику чистой воды, чтобы не отвлекать внимания от главного аспекта как открытых, так и закрытых или полузакрытых моделей: качества. Тем более, что зависимость открытости от реальной степени изоляции проявилась очень мало. Поэтому об этих аспектах конструкции упоминалось вскользь и строго по мере необходимости. Нормальный изготовитель сам должен найти наилучшую силу прилегания для данного типа конструкции, веса и материала подушек. В последнее время это значение стало модным выражать в N (без комментариев!). Аспект комфорта, однако, значительно щепетильнее, чем думают эксперты и сами изготовители. Поскольку «уши» – это фактически мини-колонки, то они немедля откликаются на самостоятельно вносимые усовершенствования, то есть твик (tweak). Достаточно подложить под подушку обруча ХОРОШИХ наушников медную монетку – и звук динамиков «повеселеет». Наименее музыкален – голый пластик. 

3. Общая прочность. Сегодня уважающий себя бренд не выпускает некомфортных «ушей», но часто встречаются недолговечные подушки и ломкие сочленения. Исключение: Koss Pro 4 AA в железе и керамике и ряд других, преимущественно студийных брендов и моделей, которые используют шарнирные поворотники на чашках, кожу на подушках и особенно – укрепленные пазы провода у чашки и штекера. Съемный провод хорош, когда есть такая же «запаска», хотя для рачительного хозяина не проблема – разобрать чашку и подтянуть перетершееся место. Кроме того, глухие наушники можно «вытянуть» новым звонким проводом, что значительно проще при съемной конструкции. Мифическая забота изготовителя о клиенте – это новомодные винтовые переходники с малого на большой джек. Защелкивающиеся насадки ничем не хуже.

Условия теста

В проведенном групповом тесте в качестве референса фигурировали легендарные Koss Pro 4 AA в (ухудшенной) версии 1998 года, за 120 долларов, и еще более винтажные Pioneer SE-505 на 2 динамиках и с регуляторами громкости и тона. Компоненты: ресивер Sony BRD-1080, стерео-предусилитель класса Hi-End JVC JPC-7, Apple iPod, кассетный s-xbs-плеер Panasonic RQ-SX44, ПК. Поскольку модели были равны в комфорте, изоляции, длине кабеля, общей технологичности и аккуратности исполнения – практически оценка свелась к качеству с разных (реальных) источников, прочности в повседневном ношении - по городу, в том числе. Их цена вызывала удивление лишь по отдельным моделям. Порядок в списке определяет приоритет, место в тесте.

Sennheiser HD600

  • Сопротивление: 300 Ом
  • Чувствительность: 97 дБ
  • Мощность: 200 мВт
  • Искажения: 0.1%

Sennheiser HD600

10 000 рублей отражают статус и вложенную технологию этой действительно открытой модели, через перфорацию стенок которой проглядывают красивые неодимовые магниты и научно-сконфигурированная диафрагма динамиков с целью создать звуковой волне наилучшие условия. На сегодня высшая модель вобрала в себя весь богатейший опыт респектабельной акустической марки, которая знает о хорошем звуке все. Даже на фоне своих сородичей класса Hi End 600-я модель выделяется высоким калибром отборных материалов и выверенной геометрией внутреннего пространства чашек с целью полностью избежать резонансов и стоячих волн. Для многих изготовителей это неразрешимая задача по большим наушникам, которые полностью облегают ушную раковину. Практически двух похожих пар ушей нет, и эти расхождения достаточны, чтобы вызвать дисбалансы в восприятии звука. Тем не менее, для разных слушателей звучание 600-й модели гарантировано нейтрально, разборчиво, а звуковая сцена – УБЕДИТЕЛЬНА. Хорошо выражена середина, интересно акцентированы ВЧ, аккуратен и закруглен бас. Шнур на наушниках – съемный и особенный на ощупь. Укрепленный пластик отшлифован до блеска и похож на органический мрамор. Подвес чашек – апробированный, хорошо знакомый. Изделие - разряда state of the art. Оно предполагает домашнее использование и бережное отношение. Бархатные подушки подтверждают этот тезис. Низкий профиль на голове и длинный шнур не стесняют свободы движения и позволяют облокачиваться на кресло, сохраняя состояние погружения. Мини-джек рассчитан на компромиссные и портативные аудиоисточники – можно появиться на публике с «богато убранной» головой. Да и сама модель богата и изощрена, что касается и бокса для ее хранения. 

AKG K240 Studio

  • Сопротивление: 55 Ом
  • Чувствительность: 91 дБ
  • Мощность: 200 мВт
  • Искажения: 0.3%

AKG K240Studio

Модель со съемным кабелем, отличным поворотником чашек и простым апробированным, элегантным подгоном обруча под размер головы. Очень стильный и, вместе с тем, профессиональный вид. Отделка – кожа. Открытая стенка (с крупными дырами) – самая грамотная из виданных, так как пыле-водо-непроницаемая. Настоящий студийный вариант дает звук, который можно описать не иначе как ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.  AKG сочетает все: высокую отдачу, красивое сочное и очерченное звучание, прорисованность образов, убедительную звуковую сцену с пространственностью и  проекцией за пределы головы. Единственное «но» относится к… комплектной насадке-адаптеру под большой джек. Она обладает какой-то паразитной емкостью и обкрадывает ВЧ «ушей» (всех моделей, которые к ней подсоединялись). По мини-джеку, без насадки модель отлично озвучила ПК, кассетник и iPod. Винил, хеви-металл, DVD, опера, игры – наушникам все едино, и все очень адекватно. Качество обеспечено особой технологией Varimotion. Импеданс низковат, но то во благо: звук льется свободно и расковано. Читателю этого теста надо срочно найти свободные 2406,6 руб., чтобы разместить заказ в ближайшие полчаса. Лично я это сделала, как только были написаны эти строки.

Sennheiser HD595

  • Сопротивление: 50 Ом
  • Чувствительность: 112 дБ
  • Мощность: 500 мВт
  • Искажения: 0,1 %

Senheiser HD595

За плечами немецкого бренда – годы лидерства, когда он осознал приоритеты и регламентировал их. Данная модель не оставляет сомнений: фирма умеет балансировать аудиофильские свойства с выигрышной ценой и получает «технологичную эргономику» (которую фирма называет EAR). Модель обладает высокими характеристиками при особо низком сопротивлении. Громкое звучание и сильные средние частоты объясняют хорошую эмоциональность. Велюровые подушки, научный расчет конфигурации, широкая диафрагма на укрепленной целлюлозе – тоже в кассу. «Сеннхайзер» всегда мыслил рационально, взвешенно, прагматично. Если первый признак хай-энд-аудио -  долговременный комфорт, то здесь он нагляден и осязаем благодаря съемному исполнением элементов… всех (!) элементов, в том числе подушек. Дизайн соответствует статусу: необычно формованные пластиковые держатели чашек отличаются эстетичной цветовой гаммой. Звук  модели был очень ГРОМКИМ, КРУПНЫМ и при этом - нейтральным… он уверенно проецировался в двух плоскостях, создавая инструментальную «вертикаль». Группа подростков перед подъездом моего дома завершила тест неожиданно восторженным приемом модели на своих флэш-плеерках. Я так и думала: мой iPod тоже никогда не играл так громко, как с этими «ушами».

Sennheiser HD280 Silver

  • Сопротивление: 64 Ом
  • Чувствительность: 102 дБ
  • Мощность: не сомневайтесь!
  • Искажения: 0,1 %

Senheiser HD280 Silver

Звукореж или диджей устают от густого баса и предпочитают оставлять от него строго «информативные» частоты, позволяющие следить за ходами бас-гитары, но не дающие  гитаре маскировать другие инструменты. Отсюда и витой шнур (такой же, как на моих референсах) и даже слот для гарнитуры-микpoфoна на этом экземпляре. Впрочем, слот практически незаметен – фирма блюдет эстетику. Выраженный акцент в районе 15 кГц объясняется использованием серебряного проводника или литцентрата (бескислородная медь, луженная серебром) и строго закрытым акустическим оформлением. Серебро всегда было РЕЗВЫМ проводником ВЧ - таков и звук. Ярлык «профессиональные и нейтральные» выражает удовлетворение звукорежиссера, который услышит в наушники даже то, что не всегда отметят более «ленивые» наушники. Теперь каждый может «увидеть» музыку в ином ракурсе. Выпускается и в «обычном» варианте (хай-файном, без Silver в названии).

AKG K501

  • Сопротивление: 120 Ом
  • Чувствительность: 94 дБ
  • Мощность: 200 мВт
  • Искажения: <1%

AKG K501

Австрийская фирма строга к себе. Она расценивает вкусные гармонические искажения  как недопустимые и выражает их цифрами на порядок выше, чем у конкурентов. На деле звук наушников несказанно МУЗЫКАЛЕН и хай-фаен, в смысле – красив. При несколько меньшей цене, чем оба референса в тесте, эти наушники посрамили их (и не только их!) по всем параметрам: тон, ВЧ-нюансы, динамика, стереобаза, достоверность и очерченность образов, качество звуковой сцены, крепость конструкции. У этой модели – наилучшая конструкция сочленения чашек и обода, наименьшая доля (укрепленной!) пластмассы и наилучшее открытое решение (мельчайшая водоотталкивающая перфорация). Модель грандиозна с плеерами, ПК, на выходе проигрывателя DVD и в ПК – везде, где звук ущербен по определению. Я предпочла ее комплектную насадку-адаптер и сделала референсом сквозь тест. Насадка имеет более благоприятную емкость и сопротивление, что колоссально для слаботочного сигнала. Кроме того, это самая звуконепроницаемая и прочная модель из всех открытых, с лучшим качеством подушек. Практически, тоже студийная модель. А указанный диапазон 16 – 30 000 Гц следует расценивать как акт самобичевания фирмы.

Sennheiser HD515

  • Сопротивление: 50 Ом
  • Чувствительность: 108 дБ
  • Мощность: 500 мВ
  • Искажения: 0,2 %

Senheiser HD515

1900-рублевая версия 595-й модели имеет ту же оригинальную уникальную упаковку, раскрывающуюся на секции при вытягивании фиксатора. Мой энтузиазм помешал своевременно сообщить об этом достоинстве (обеих моделей), а также о дополнительном удобстве 595: приспособлении для подвеса. Звук – свой особенный. Кредо - работа на КОНСЕРВАТОРОВ, которые признают строго 2-канальное аудио с естественным расположением звуковой сцены перед слушателем, без каких-либо тыловых отзвуков, кажущихся проекций и глубинных планов. КПД изделия направлено на потребительскую громкость, то есть высокую чувствительность, причем, без искажений. Вся полнота информации и впечатлений – как на мизерной, так и на оглушительной громкости. На моем ресивере приемлемый уровень прослушивания между этими наушниками и младшими AKG составил около 20 дБ по дисплею. Модель создана для комфортного восприятия именно цифровой музыки, с ее затруднениями по обертональному воспроизведению. Эффект своеобразен: вы слышите ключевую информацию, которая автоматически «тянет» за собой обертоны (как кит, вокруг которого вьются пираньи).

AKG К601

  • Сопротивление: 120 Ом
  • Чувствительность: 101 дБ
  • Мощность: 200 мВ
  • Искажения: нет данных

AKG K601

Шикарный экземпляр с бархатными подушками и исключительно симпатичным материалом провода грандиозно сидел и смотрелся на голове благодаря сложной составной конструкции, включающей кожаное оголовье, схваченное с тонкими дугами из прошкуренного алюминия, которые в свою очередь «ходят» по изящным прутьям обода для надежной фиксации и поворота на голове. Экземпляр имеет наиболее широкую (7 см в диаметре) излучающую внутреннюю поверхность чашек, что подобно прослушиванию гигантского динамика во всю стену, находясь в гигантской комнате. Здесь имеем хай-файный подход к конструкции, которая обладает «полноценной» диафрагмой. Вибрации большой поверхности проявляются как типичный hi-fi, но бренд узнаваем по «золотистой» протяженности ВЧ и какой-то особой «акэгэшной» красоте звучания, противиться чарам которой невозможно. Из всех наушников марки в данном тесте эти - самые «окрашенные», но чудесным образом ненавязчивые, дружелюбные, свойские. Через пару минут вы не мыслите себе иной музыки и нехотя переходите на колонки… после чего – опять на наушники. В новинках фигурирует 701-я модель – полный апофеоз и венец творения AKG на сегодняшний день. От 601 она отличается лишь применением плоского провода на катушках и кабеле. По всей видимости, плоский проводник придает и ту самую нейтральность, которой 601-й можно пожелать. В любом сравнении 601-е будут подобны живой и БЛИСТАТЕЛЬНОЙ Мерлин Монро – против Мерилина Мэнсона. Почему же 601 – не победители теста? Потому что цена. И потом: вы уверены, что Мерлин Монро вписывается в ваше нынешнее бытие?

AKG K271 Studio

  • Сопротивление: 55 Ом
  • Чувствительность: 91 дБ
  • Мощность: 200 мВ
  • Искажения: 0,3 %

AKG K271 Studio

Если принять во внимание (закономерно!) более высокую цену, то отрыв от 240-х наушников невелик. Как и там, здесь - утяжеленная периферия диафрагмы динамика и облегченный центр (колпачок) для дополнительного поршневого эффекта и легкости хода. Почти всю информацию дает небольшая мембрана, которая сдвоена для этих целей (и тем не менее, является более легкой и подвижной по отношению к периферии!). Из разреза динамика следует, что диафрагма изжита как класс, но сам разработчик гнет иную линию и называет технологию заковыристым словом Varimotion. Звук характеризуется как ШИРОКОПОЛОСНЫЙ пространственный отчетливый сфокусированный и сочный, хотя в равной мере оправдано понятие «нейтральный». Отличия: закрытая конструкция чашки, новое решение сочленений и регулировок на голове (с общим сохранением узнаваемости бренда и крупно выписанным названием на кожаном оголовье). Кабель имеет балансную (3-проводниковую по каждому каналу) конструкцию, что воплотилось в балансном (XLR) гнезде подключении съемного провода. Автоматическое отключение динамиков в отсутствии музыкального сигнала на входе может быть ценным для студийщика, но лично я не смогла реализовать ее на своем ресивере (мне не понятен смысл отключаться, если сигнала и так нет!). Мне также остается гадать о «еще более» выраженном звучании у прошлого поколения студийных моделей, которые имели спаренные динамики, по 2 на чашку. На этой оптимистичной ноте…

Sennheiser HD265

  • Сопротивление: 50 Ом
  • Чувствительность:105 дБ
  • Мощность: 250 мВ
  • Искажения: 0,15 %

Sennheiser HD265

Самая дешевая модель теста – лучший апгрейд для обладателя портативных или не очень качественных источников. Закрытая конструкция сообщает звуку окрас, но он приемлем и даже красив. Референсы ничего не могут поделать с плохим источником, тогда как данный «Сеннхайзер» сильно ПОВЫШАЕТ их категорию. О мощном звучании наушников можно судить из техданных. Когда слушала, пыталась анализировать все средоточие воплощенных здесь технологий: эквалайзер диффузного поля (то есть, анти-резонансный расчет динамиков), медно-алюминиевый сплав на проволоке звуковых катушек, диафрагмы из двойной фольги и прочее. На удивление качественные (может, не очень долговечные) подушки – зато сменный разветвленный тонкий шнур (я не рискнула проверять его путем принудительного выдергивания из обоих пазов). Конструкция сочленений чашка/обод – шаблонная. Наушники не приспособлены для ношения в сумке – громоздки. На голове они тоже напоминают о себе – но для низшего образца в тесте это простительно.

Заключение

Самый «отсталый» участник теста звучал ЛУЧШЕ, чем обе легенды-референса. Это значит, что время в наушниках идет строго вперед (ведь в hi-fi-усилителях, например, оно идет назад). Бескислородная медь и легкие подвижные магниты сделали один динамик эффективнее и шире по АЧХ, чем когда-либо. Механический износ и нагрузки остаются главным врагом наушников, и здесь им можно как раз поставить в пример винтаж. В этом смысле, съемно-заменяемый конъюнктурный подход Sennheiser очень хорош. В чисто аудиофильском отношении их спектр моделей лидирует по уровню громкости – критическому аспекту для аналоговых источников (особенно, для тюнеров и лент), а также для предусилителей, в которых заметен уровень шума.

Наушники AKG и Sennheiser предоставлены на тест компанией BLADE

Комментарии: