06/06/2006 08:00 | Сергей Хлюпин

Mark Levinson 40 Media Console: если не совсем это, то близко к этому

Теги: , , Mark Levinson, , hi-end, , , , ,

Демонстрации решено проводить в С-Петербурге и Москве на базе избранных (в основном, частных) THX-кинотеатров, которые подтвердят собственную компетенцию в настройке и заинтересованность в изделии.    

Я слышал обоих предшественников нынешней важной новинки фирмы Mark Levinson. В принципе, разные конфигурации и системы при этом мало отличались в звучании. То же самое можно сказать о последней демонстрации системы компонентов ML во время московской выставки HDI-2006. Поскольку фирма не строит недорогих компонентов, то и звук всегда – высокого калибра, роскошный, убедительный, всеобъемлющий, разборчивый и монументальный.

Знать этот звук и уметь вызывать его из памяти – крайне необходимо всякому, кто составляет себе бескомпромиссную систему все-же реалистичной (по своему карману) стоимости. На пути такого покупателя обязательно будут встречаться соблазнительные модели, подходящие по цене и обещающие примерно тот же статус. Послушать ML удастся не каждому. Придется положиться на опосредованное описание. Вот когда пригодится эта статья, чтобы удержаться от покупки более случайного аппарата, который «тоже играет»… 

Начнем с названия. Mark Levinson – «говорящее» имя легендарного американского разработчика. Интересно, что в 90-х за него «боролись» партнеры. Бренд Левинсона составляет ядро более крупной компании Madrigal, которая, в свою очередь, входит в Harman Int’l. Все они (в порядке убывания) знаменуют американскую инженерию, индустрию и аудиофилию в их крайнем и характерном проявлении. В Америке есть только еще одна такая компания: McIntosh, но ее электроника существенно проще и дороже. Что касается ML, то каждый выпуск нового аудио-процессора эпохи домашнего театра потрясал рынок и перетряхивал банковские счета клиентов. 32 Reference Preamplifier стоил (всего лишь) 15950 $, 30.6 Reference Processor - 16995, на нынешний 40 Media Console цена повыше, поскольку это первый «проц», вобравший в себя не только обработку 7 аудио каналов (и стерео-конфигурацию для активного сабвуфера!), но и все, что только можно сделать по видео. Называть модели номером – некая традиция для ML. Как и строгий, но в чем-то экстраординарный дизайн. Ну а название Media Console отражает суть аппарата.

Mark Levinson Media Console

На первый взгляд, цифры спецификаций – не сказать, чтобы сумасшедшие. 20 Hz - 40 kHz при THD (коэффициент нелинейных искажений) <0.005% и уровне полезного сигнала 98 dB. Стоят привычные декодеры Dolby Digital, DTS, Dolby Digital EX, DTS-ES, Dolby Pro Logic II (Movie, Music). Ага! Вот и изюминка. THX включается по желанию, что должно означать: пользовательский выбор силы и степени всех эффектов и настроек. Недурно придумано, ведь я, например, на своем ресивере всегда держу похожую функцию около ноля. Меня раздражают киноэффекты. Другое дело – натуральное музыкальное 2-канальное стерео. Эта функция – святое, и на таком простом режиме проявляется все соврешеноство и калибр схемы. Кроме него в аппарате стоит Madrigal Stereo Surround - режим с участием центра и тыла, который оказывается неизмеримо реалистичнее Pro Logic II уже по причине сдержанной  реверберации. Аппарат отрабатывает 5.1-режим с таким энтузиазмом, словно 7.1 не существует в природе. Это тоже очень нетипично для 7.1-оснащенной схемы. Для примера: на моем ресивере 5.1 звучит ущербно и неполноценно, несмотря на «нормальное» качество декодера. Мой аппарат хочет, чтобы его использовали по максимуму.

Стандартная частота кроссоверов здесь по умолчанию установлена на 80Hz. Этим самым инженер не рекомендует соваться дальше, потому что там неискушенного пользователя ждет вакханалия частот среза и крутизны спада. Частоты можно выбрать между 30Hz и 100Hz, и это занятие займет много времени поскольку шаг регулировки составляет 10Hz, а комбинаций регулировок по разным каналам – легион. Сам частотный срез колеблется по желанию от 12dB до 18dB/oктаву для основных колонок и от 18dB дo 24dB для «подзвучки». Несведущий может намучиться и с выбором приемлемой частоты по басу. В отличие от многих, данный изготовитель по крайней мере дает совет: если у вас активный сабвуфер с функцией настройки частоты среза, выберете ее там – и игнорируйте здесь. НУ и самое мудрое будет задать всем колонкам большой размер, что, разумеется, избавит от всей возни с кроссоверами на процессоре. На ваши колонки пойдет широкополосный сигнал, с которым колонки безусловно справятся.

Следующая интересная черта - «интуитивно организованное» управление по обоим блокам. Оно состоит из всего лишь 9 кнопок и 4 тумблеров: громкость, выбор режима окружения, профиль звука, заводская настройка, баланс, выбора входа и включение мультирума (5 самостоятельных звуковых зон для дома), причем по видеоблоку предусмотрен дисплей и навигация по меню. Видео, пожалуй, имеет на одну функцию больше: можно смотреть одну видеопрограмму и в это время работать с другой. Специально для телевидения, насыщенного спортивными соревнованиями.

Аккуратность и скрупулезность по качеству - сумасшедшая. Вот примеры. Фильтр в источнике питания уменьшает неизбежные шумы до миллионной доли вольта, данные преобразуются с точностью 1/100-я децибела. Измерять и указывать расстояние от уха (не от кресла слушателя, а именно от уха!) до колонок в комнате предлагается сантиметром с точностью до миллиметра. Модель 40 предусматривает одновременную калибровку колонок под различные положения слушателя в комнате и, соответственно, под разные расстояния до акустики. Для этих целей процессор снабжен не одним, а 4 встроенными DSP-процессорами 32-битной аккуратности. Их принцип действия тоже отличен. Они не перенастраивают, а перерасчитывают готовую верную настройку (на центральное положение слушателя) для всех прочих перемещений в комнате. При этом сцена сохраняет всю свою реалистичность, словно перемещая стены комнаты со всеми их акустическими свойствами. Чтобы добиться схожего эффекта на моем ресивере, я потратил месяцы твика и перенастройки.

Осмотр задней панели выявляет одну странность: есть предварительный многоканальный аналоговый выход (поскольку это все же предусилитель!), но нет такого же многоканального входа. Вернее, он достраивается опционно. Модульный подход к конструкции – конек марки. Вряд ли, однако, эта идея пригодится вам в рыночных поисках. Модули скомпрометированы компьютером и потом, многим изготовителям претит идея длительной актуальности нынешних моделей.

Практически, для 40-й (для всех компонентов ML любого года выпуска!) нет конъюнктурных преград, им не страшны козни законодателей аудиоформатов. Вынимается одна карта и вставляется другая, продвинутая (ЦАП, АЦП, DSP-обработки, видеоинтерфейсы для DVI/HDCP, HDMI, IEEE1394 и что угодно под Луной!). Модульная конфигурация позволяет, например, добавить еще один 6-канальный вход для SACD and DVD-Audio входов по перспективному стандарту Firewire. Или, например, добавить DVI видеовход для подключения источника HDTV. Лично меня смущает одно важное обстоятельство. Где гарантия, что, поставив себя в такую зависимость, пользователь получит от изготовителя нужную карту или плату в нужное время за приемлемую цену?

Вы можете апсэмплить винил на этом аппарате, коль скоро у него есть качественный вход Phono. Препятствие здесь – только предрассудки относительно вмешательства грубой цифирью в священный капризный аналог. До самого опыта такой обработки винила у нас не дошли руки, но качество АЦП и DSP – налицо.

ЦАПы относятся к гибридным, совмещая ступенчатую характеристику мультибиных преобразователей и однобитный сигма-дельта битстрим. Это сделано для корректной конвертации громких сигналов (первый тип) и тихих (второй). Для большей точности ЦАПы построены подвое на канал, в дифференциальной конфигурации. На выходе данные суммируются и передаются по балансному тракту на фильтр передискретизации. Преобразователи тока и напряжения, 3-контактный линейный фазовый фильтр на 80 kHz и многое другое дополняют и усложняют схему преобразования сигнала. Не все до конца понятно, но результат - отличный звук и большая цена. Менее добросовестные изготовители будут строить полупустые платы и корпуса, оправдываясь общим качеством работ. 

АЦП-карта заключена в немагнитный экранирующий корпус и имеет навесной монтаж высокой плотности расположения элементов и собственное регулируемое питание что снижает интерференцию. Важнейший элемент всякого преобразователя, тактовый генератор, перекочевал из модели 30.5 и отлично отрабатывает свою устоявшуюся репутацию идеального анти-джиттера. В этом смысле ухо слушателя – лучший инструмент. Оно регистрирует ту самую синфазность, о которой мы уже говорили в прошлые встречи на этом пространстве.

Данные из АЦП или ЦАП поступают по дифференциальной схеме низкого сопротивления - на DSP-карту, где проходят дальнейшую обработку. Все микросхемы и резисторы, регулирующие работу цифровых операционных усилителей, являются быстродействующими и низкоджитерными.  Звездой шоу выступает авторский буфер  FIFO, который регламентирует обработку битов и следит за синхронизацией звуковой дорожки и изображения. Так или иначе, это происходит у всех других изготовителей, но не с таким апломбом и затратностью. Джиттер – неизбежная ошибка сэмплирования в любом формате – в данном случае подавлен насколько это возможно. Остается нетронутым лишь джиттер, который проник в саму запись.

Есть странности. Вместо того, чтобы снабдить аппарат декодерами для SACD и DVD-A, изготовитель предлагает принять их данные в виде многоканального аналогового сигнала, который потом оцифровать на АЦП, апсэмплировать, расцифровать на ЦАП. По мнению разработчика, декодерам и алгоритмам этих форматов нельзя доверять, однако ведь проигрывающему устройству придется делать именно это, чтобы подать сигнал на модель 40.

Отдельный блок питания имеет нешумные трансформаторы и выпрямители, массивные качественные керамические конденсаторы. В заключение (если читатель потерялся в джунглях описаний) напомним, что речь идет о блоке цифрового преобразователя аудио и видео данных с функцией оцифровки любого аналогового источника плюс схема аналогового предварительного усилителя, включая громкость, уровень и настройку каналов  и тембр. К этому агрегату остается добавить многоканальный усилитель мощности и акустику. Конфигурация не из простых, но поблочное решение лучше интегрального (и превосходит ресиверы) уже тем, что схемы не пересекаются на стадии получения питания и к тому же могут настраиваться еще и соединительными кабелями. Также напомним цель этого обзора: создать некий референс, отправную точку в поиске и выборе процессора меньшей цены на рынке. Этот процессор может быть выпущен отдельным блоком или в составе ресивера.

Комментарии: