Так вышло, что основную часть информации о новых CD-проигрывателях от компании Pioneer я получал из Твиттера — от известных продюсеров, которые каким-то образом ещё до презентации видели CDJ-2000. Отзывались о них примерно так: «Новые проигрыватели — это, похоже, революция…» Немедленно задаёшься вопросом: «Ну что ещё можно придумать такого революционного в обычных CD-плеерах?» Впрочем, в подобным случаях такие вопросы появляются всегда. Удалось ли компании Pioneer стать... пионером новой категории CD-плееров, давайте разберёмся вместе.
Приглашение на презентацию я получил совершенно для меня неожиданно — по старому партнёрству CyberStyle с агентством «Полилог». Отказаться, как вы понимаете, было глупо, поэтому, отложив все неотложные дела, запланированные на четверг, помчался на мероприятие, которое проходило в очень симпатичном месте под названием «TM Cafe».
На презентацию я приехал первым из журналистов, потому что боялся опоздать, запутавшись в планировке улиц нашей столицы. К счастью, нашёл место достаточно быстро. Заведение находится на 3-ей улице Ямского поля; всего этих улиц четыре: 1-я, 3-я, 4-ая и 5-ая. Куда делась вторая, наверное, одному Лужкову известно. Впрочем, в Москве так часто бывает.
Уже в самом клубе «Техника Молодёжи» (именно так расшифровывается аббревиатура TM) было крайне приятно увидеть одного из наиболее уважаемых диджеев нашей страны Володю Фонарёва. Впрочем, не позвать его на презентацию одной из самых горячих новинок сезона в мире профессиональной работы со звуком было бы странно.
Начало мероприятия было запланировано на 20:00, но время пришлось перенести на 20:30 — лишь к этому моменту собрались все, кто хотел посмотреть на CDJ-2000.
«Часть из них [новинок] просто великолепные, часть — просто… супер» — после этих слов Саванина Алексея, специалиста по профессиональной продукции компании Pioneer, началась презентация.
Новый пульт DJM-5000
Первым делом показали микшерный пульт «5000-ой» модели. В целом, это то же самое, что и DJM-1000, только новинка больше заточена под работу с компьютерами. В частности, имеется ажно три порта USB. Соответственно, есть и возможность использования пульта в качестве MIDI-контроллера (61 MIDI-канал). Кроме того, пульт представляет собой полноценный аудиоинтерфейс (24 бит, 96 кГц), поэтому, если вы выступаете с ноутбуком, то о внешних звуковых картах можно наконец-то забыть. Для безопасного повышения уровня звука в микшер встроен максимайзер, поэтому использовать лимитеры/максимайзеры на ноутбуке уже нет необходимости.
Из интересных моментов можно также отметить продвинутую систему обработки микрофонных сигналов. Всего выхода для микрофонов два, плюс четыре эффекта: реверберация, эхо+ревер, вокодер и питч-шифтер. Звучат эффекты просто отлично, поэтому вполне могут быть полезны особо говорливым MC. Есть и функция talkover — ducking-эффект, достигающийся с помощью встроенного компрессора, который подавляет основной сигнал тем, что идёт из микрофона. Впрочем, функция, я думаю, многим известная, поэтому, может, даже зря объяснял :)
HDJ-2000
После микшера показали новые «уши» — HDJ-2000. К сожалению, послушать мне их так и не удалось (надеюсь, закрыть этот пробел на выставке «Музыка Москва 2009»), поэтому опишу лишь то, что увидел.
Первое, что бросилось в глаза — наушники гибкие, как резина. Они сделаны из какого-то особого лёгкого сплава — «гнутся, но не ломаются». Шнур отсоединяемый и при этом абсолютно стандартный, т. е. без всяких хитрых замков, как у Technics 1201. Материал амбюшуров не впитывает жир, поэтому, если вдруг новинки чем-то не понравятся, то продать их можно дороже, чем обычно, — ведь они по сути гигиенически чистые :)
Рассказав о наушниках, организаторы вручили несколько моделей некоторым диджеям, которые присутствовали на презентации. Фонарёву, конечно, тоже досталась «парочка». Если увидим его с HDJ-2000 на сцене, то смело можно говорить, что новинка выдалась удачной.
Виновники торжества
После, скажем так, разогрева начался рассказ о, собственно, CDJ-2000. Это всё те же CDJ-1000 MK3, только с полной интеграцией в компьютерную среду.
Вообще, поддержка последних цифровых технологий — ключевое отличие «2000-ых» моделей от старых. Теперь нет необходимости таскать с собой сумку с кучей дисков — играть можно либо с флэшки, либо с SD-карты, либо с локальной сети, ну или с обычных дисков.
Наверняка многие как минимум второй раз перечитали третий пункт — про локальную сеть. Дело в том, что с помощью новой системы Pro DJ Link до четырёх проигрывателей могут быть связаны в одну сеть. Центром этой сети становится лэптоп, поэтому все треки, которые есть на жёстком диске компьютера, можно загружать на любую из подключённых «вертушек». Поддерживаются множество форматов, в том числе MP3 и WAV.
Управлять всем этим хозяйством теперь можно через встроенный дисплей и специальную отведённую для поиска треков ручку. Поиск производится очень просто: выбирается носитель, затем с помощью этой ручки (которая, кстати, подсвечивается) выбирается трек и нажатием на ручку он загружается в память. Всё — можно играть.
Для подготовки треков дома диджею можно теперь обходиться с помощью одной лишь компьютерной программы rekordbox, которую можно скачать с сайта Pioneer. Дома на треки можно поставить метки, подогнать скорость и так далее. В клубе этим заниматься не придётся. Правда, будут ли этим пользоваться на деле — большой вопрос. Внешне программа чем-то напоминает Traktor, только без продвинутой системы дек и с интерфейсом CDJ-2000. Есть функция автоматического треклиста — то есть всё, что происходит в сете, записывается в лог.
Кстати, о Traktor. CDJ-2000 полностью совместимы с Traktor Pro и Traktor Scratch Pro. Как вы уже поняли, новые проигрыватели являются и MIDI-контроллерами.
Также нельзя не рассказать о сенсорной панели Needle Search/Needle Drop. Она располагается прямо под дисплеем и позволяет одним касанием пальца выбрать нужное место в треке (в режиме паузы — ибо фулпруф). Ещё один повод не смотреть в монитор ноутбука — очень удобно!
Что касается самой конструкции, то, как опять же отметили многие, джоги стали более тугими и вследствие этого отзывчивыми. Сам я большого опыта с CDJ-1000 MK3, признаться, не имел, поэтому поверю на слово. Ещё на джоге появилась дополнительная подсвеченная часть — весь обод колеса теперь светится голубым цветом.
В аппаратную часть также были внесены некоторые изменения. Новый ЦАП Wolfson обеспечивает максимально возможное качество воспроизведения музыки. Поэтому упрекнуть CDJ в плохой обработке звука уже никак не получится.
Помимо «2000-ой» модели на рынок выйдет «900-ая». Насколько я понял, отличаться она будет лишь тем, что там мы не увидим замечательной сенсорной панели, подсветки джога и ещё часть функционала. Об этой модели говорилось немного, так как до России она, видимо, пока не дошла даже в тестовом экземпляре, поэтому большего сказать не могу.
CDJ-2000 появятся в продаже через месяц-другой и будут стоить ни много ни мало 80.000 руб. CDJ-900 можно будет купить уже в декабре. Цена должна быть примерно на 2000 рублей выше, чем сейчас стоят CDJ-1000 MK3.
В ногу со временем
Даже несмотря на полуторакратное повышение цены, CDJ-2000, если не революционеры, то самые что ни на есть современники, если можно так выразиться. Новые проигрыватели представляют собой комбайн всего того, что было придумано на сегодняшний день для максимально удобной и комфортной работы диджеев. Другое дело, что пока трудно сказать, как воспримут новую концепцию большинство из них. Тем, кто играет лайв, понятно, все эти возможности MIDI-контроллера вряд ли будут нужны, ведь для Ableton есть намного более удобные и гибко настраиваемые девайсы.
Думаю, что в хороших клубах новые проигрыватели появятся уже в течение полугода. Для большинства же необходимость в обновлении будет, наверное, не столь очевидна, поэтому о глобальной универсализации клубов новыми «пионерами», как это было с CDJ-1000 MK3, пока говорить рано.
CDJ-2000 — логическое продолжение линейки, которое так или иначе должно было появиться от компании, активно следящей за состоянием индустрии. А индустрия, в лице тысяч диджеев, с каждым днём всё больше за «цифру» и компактность.
За приглашение на презентацию хочется ещё раз поблагодарить Владислава Гладенкова и Ивана Василенко из агентства «Полилог»!
Материал подготовлен специально для рубрики «Про-аудио».