10/11/2011 20:34 | Антон Чивчалов

Созданы первые кибернетические дрожжи, управляемые с компьютера

Темы: science, inventions, ,

Группа учёных из США и Швейцарии разработали метод, позволяющий управлять определёнными генами в обычных дрожжах saccharomyces cerevisiae с помощью лазеров. Об этой работе пишет журнал Nature. По мнению специалистов, это серьёзный шаг в направлении создания искусственной жизни и управлении ею.

Разработки в области искусственной жизни ведутся больше десяти лет. В прошлом году впервые были получены первые синтетические бактерии, способные к размножению. Но раньше было сложно контролировать поведение таких организмов. Теперь эта проблема частично решена.

Учёные создали замкнутый цикл связи между компьютером и клеткой дрожжей, по которому посылаются команды и обрабатывается ответная реакция. Для этого в клетку были внедрены две молекулы. Первая включает и отключает производство протеина под действием красного лазера, вторая — специальный флюоресцентный ген-маркер — позволяет наблюдать, когда протеин производится, а когда нет.

«Довольно сложно создать синтетическую цепь, чтобы сделать внутри клетки что-то серьёзное, и мы надеемся, что в дополнении с внешними сигналами получится ещё больше улучшить поведение клетки», — говорит руководитель группы Джон Лайгерос (John Lygeros). Подобные разработки могут найти применение в биотопливе или производстве антибиотиков, где используются организмы, полученные методом генной инженерии.

science, inventions, наука, изобретения